Когда мы стремимся
познать личность ученого и глубину его познания, мы обращаемся к его
трудам и исследованиям, подвергаем их тщательному анализу. Равным образом,
для того, чтобы измерить талант, творческий потенциал и способности
художника, творящего оригинальные образы, мы обращаемся к изучению его
художественного наследия.
Сходным образом, мы в
состоянии познать свойства и характеристику сущности Творца благодаря
изучению особенностей, присущих всем Его проявлениям, во всей их
утонченности и глубине. Тем самым, пользуясь предоставленной нам, пусть и
ограниченной, возможностью познания Бога, мы узнаем о его мудрости,
знании, жизни и величии.
Если говорить о полном,
всеобъемлющем познании Бога, необходимо согласиться с тем, что способность
человека познать Его простирается не так уж и далеко. Характеристику Бога
невозможно вместить в какие-то рамки, и любое сравнение или сходство с
чем-либо окажется неверным, ибо все, что мы в состоянии наблюдать или
анализировать с научных позиций, есть плод Его деятельности, продукт Его
волеизъявления и повеления, тогда как сущность Его отнюдь не составляет
часть природы и не относится к категории сотворенных. Следовательно,
сущность божественного бытия человек не в состоянии уловить, пользуясь
лишь методом сравнения и аналогии.
Иными словами, Бог — это
существо, для познания сущности которого не существует каких-либо
критериев или мерок; мы также не в состоянии цифрами или другими
физическими мерками измерить глубину Его власти, знания и воли.
Следует ли из
сказанного, что человек слишком жалок и слаб для познания сущности и
атрибутов столь возвышенного существа, каким является Бог? Признавая
слабость человеческой воли и его неспособность достичь полного, глубокого
и всеобъемлющего познания Бога, мы в то же время не должны опускать руки и
отказываться от идеи Его познания, Строго упорядоченный порядок вещей во
вселенной в той или иной степени раскрывает для нас Его сущность в разных
ее проявлениях. Иными словами, любое явление во вселенной — это
свидетельство проявления Его божественной сущности.
Размышления над волей и
сознанием человека над гармонией и порядком вещей в природе позволяют нам
понять, что все указанные категории суть божественные проявления того, Кто
Сам изначально обладает всеми этими качествами, прежде чем они находят
свое отражение в зеркале бытия.
Таким образом, с помощью
замечательной силы мысли, своеобразного озарения, проистекающего из
предвечного источника, можем мы познать Бога, прикоснуться к Его бытию.
Именно в этом великом божественном даре приобщения к Нему состоит суть
познания.
Ислам четким и ясным
образом повествует о том, как познавать Бога. В Коране, этом
фундаментальном источнике исламского мировоззрения, используется метод
отрицания и утверждения. Прежде всего, путем приведения убедительных
аргументов и доказательств отрицается существование фальшивых богов; это
диктуется необходимостью отрицания всех форм псевдобожества и ошибочностью
поклонения не Богу, а другим богам. Таков первый и важнейший шаг на пути
единства.
В Коране сказано:
'"Разве они взяли себе помимо Него других богов? Скажи: "Дайте Ваши
доказательства! Это — напоминание тем, кто со мной, и тем, кто до меня.
Да, большинство их не знает истины, и они уклоняются 21:24); "Скажи:
"Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто не владеет для вас ни
вредом, ни пользой, а Аллах — слышащий, знающий" (5:76).
Тот, кто
разъединяет узы с божественным единством, забывает свое истинное место в
этом мире и бытие, отстраняется от самого себя. Ибо крайняя форма
самоотчуждения приводит к разрыву всех связей с природой. В то же время
человек, оторвавшись от своей сущности и порабощенный в результате
внутреннего и внешнего воздействия, отдаляется от своего Бога, попадая в
рабскую зависимость от чужого Бога. Человек начинает поклоняться идолу и
отдавать предпочтение материальным объ-ектам, при этом происходит
регрессия человеческой души, когда личность лишается природной способности
к саморазвитию.
Таким образом,
единобожие является единственной силой, дающей человеку возможность
восстанавливать способность к восприятию истинных ценностей. Восстановив
таким путем свой высокий гуманистический статус, человек вступает на стезю
гармонии со всей природой и бытием, приобщается к наиболее совершенным
формам существования.
На протяжении истории
все пророческие призывы начинались с провозглашения единства Бога,
исключительной власти Бога. Нет иной, лучшей концепции для человека, чем
концепция единого Бога, максимально соответствующая всевозможным
проявлениям человеческого бытия.
С помощью ясных,
убедительных доводов Коран указывает человеку путь к познанию божественной
сущности: ''Или они сотворены из ничего, или они сами — творцы? Или они
сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно!" (52:35-36).
Коран представляет
разуму и здравому смыслу человека судить о ложности двух вещей — того, что
он возник в этом мире сам по себе, либо, что он — творец самого себя —
путем их анализа в лаборатории творческой мысли. Руководствуясь
предначертаниями и предписаниями Бога, он вскоре со всей очевидностью
осознает истинный источник бытия, понимает, что ни одна ценность не может
лечь в основу модели вселенной, если за ней не скрывается организующая
сила интеллекта.
Иными словами, внимание
человека приковано к идее его сотворения и постепенного возникновения из
ничего; таким образом, он начинает понимать, что его чудесное появление на
свет суть проявления божественной воли, которая своими лучами пронизывает
все сущее.
В Коране сказано: "Мы
уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в
надежном месте, потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка
крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом,
потом Мы вырастили его в другом творении, — благословлен же Аллах, лучший
из творцов!" (23:12-14).
Когда утробный плод
начинает обретать форму и контуры, все клеточки глаз, ушей, мозга и других
органов начинают функционировать и развиваться. Именно к этой истине Коран
приковывает внимание людей. Затем перед людьми ставится вопрос о том,
возможно ли, чтобы все эти чудесные превращения происходили без участия
Бога.
Разве указанные явления
не доказывают со всей очевидностью наличие стройной системы — указующей
руки, вдохновленной сознательной волей? Разве можно признать допустимым,
чтобы все клетки организма учились функционировать и развиваться,
приспосабливаться к бытию без помощи сознательной и могущественной
сущности?
В Коране на этот вопрос
дается следующий ответ: "Он — Аллах, творец, создатель, образователь..."
(59:24).
Коран описывает любое
явление, сопутствующее человеку, делает соответствующий вывод: "И бог наш
— Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!
Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который
плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и
оживил ее землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в
смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, — знамения
людям разумным!" (2:163-164), "Скажи: "Посмотрите, что на небесах и на
земле. Но не помогут знамения и вестники людям, которые не веруют!"
(10:101).
В Коране также
упоминаются деяния людей прошлых эпох, история человеческого общества;
иными словами, священная книга выступает как источник знаний. Она
побуждает человека обращать особое внимание на победы и поражения, славу и
унижение, удачу и несчастья с тем, чтобы он, познав законы исторического
развития, сумел извлечь для себя и для общества пользу.
Таким образом, Коран
провозглашает: "До вас уже прошли примерные обычаи; походите по земле,
посмотрите, каков был конец считающих ложью!" (3:137). "Сколько сокрушили
Мы селений, которые были неправедны, и воздвигли после них другие народы!"
(21:11).
Коран также
рассматривает внутренний мир человека, выражаемый словом "анфус" ("души"),
как источник плодотворных размышлений, как средоточие истины: "Мы покажем
им Наши знамения по странам и в них самих; пока не станет им ясно, что это
— истина. Разве не достаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи
свидетель?" (41:53); "И на земле есть знамения для убежденных, и в ваших
душах. Разве вы не видите?" (51:20-21).
Иными словами, в красоте
и симметрии человеческого тела, во всех его органах, действиях, реакциях,
тончайших механизмах побуждений, в его энергии и инстинктах, восприятиях,
чувствах и ощущениях, в особенности, в удивительных способностях мышления
— во всем этом есть обильный источник знания.
Коран провозглашает, что
достаточно проанализировать самого себя, дабы получить доступ к вечному,
бесконечному источнику, свободному от всех требований, обладающему
безграничным знанием, могуществом, способностью отражать заложенные в
самом вашем существе. Тогда вы узнаете о том, что именно бесконечная
реальность свела воедино сочетание элементов, выплеснула их в пространство
существования.
Человек не имеет права
заблуждаться и впадать в неверие, если он стоит перед лицом живых
предназначений и решающих доводов.
Уже отмечалось, что в
Коране используется метод отрицания и утверждения вопросов, касающихся
божественных атрибутов. Так, описывая атрибуты Творца как
'"утвердительные", Коран выделяет среди них знание, могущество, волю,
подтверждающие, что Его существованию не предшествовало небытие и что Его
бытие не имеет начала и что все движение в мире проистекает из Его Воли и
Его могущества,
В Коране сказано: "Он —
Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель,
великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они
придают Ему в соучастники!" (59:22-23).
"Отрицательные атрибуты"
— это те, от которых Бог свободен. Они включают тот факт, что Бог — не
тело, не располагается в пространстве; Его святое бытие не имеет себе
равных; Он — не пленник пределов, установленных границами чувств; Он не
родил, Он не был рожден; в Его сущности не происходит изменений, не
наблюдается движения, ибо Он — абсолютное совершенство; Он никому не
передает своих полномочий Творца.
В Коране сказано:
"Скажи: "Он — Аллах — един, Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не
был Ему равным ни один!" (112:1-4). "Хвала же Господу твоему, Господу
величия, превыше Он того, что они Ему приписывают." (37:180).
Человеческая логика,
неизбежно мыслящая ограниченными категориями, не способна проследить за
всеми воплощениями божественного, ибо мы обязаны допустить невозможность
восприятия сущности, которая не имеет аналогов либо параллелей в этом
сотворенном мире. Самые мудрые школы мысли, самые совершенные методы
рефлексии оказываются бессильными в этом вопросе.
Подобно тому, как все
сущее восходит к сущности, идентичной этому сущему, к независимому бытию,
от которого зависит все остальное, так и само бытие восходит к источнику
жизни, могущества и знания, к бесконечному сущему, порождающему в избытке
указанные атрибуты и свойства.
ссылка
на эту тему http://www.al-shia.com/html/ru/books/sefat/l9.htm
|