Среди фундаментальных
проблем, касающихся сущности человека и его существования, важнейшее место
принадлежит религиозным проблемам. В самом деле, решение религиозных
вопросов всегда увязывалось в той или иной степени с благополучием и
счастьем человека, оказывало глубокое воздействие на уровень его знаний и
меру духовности.
Ученые и исследователи
на протяжении многих веков предпринимали попытки всестороннего изучения и
анализа поведения человека в контексте его религиозных интересов,
стремились разработать концепцию и методологию исследования этого
феномена.
Истина состоит в том,
что, начиная с древнейших времен, вера составляла неотъемлемую часть жизни
человеческого общества. Священный Коран в ряде стихов упоминает о том
историческом факте, что посланные предшествующим народам вестниками
пророки благодаря своему духовному авторитету всегда играли главенствующую
роль в создании и совершенствовании человеческой цивилизации.
Анализ путей развития
человеческой жизни и познаний показывает, что человек приобщился к религии
раньше, чем стал пользоваться методом рациональной дедукции.
Таким образом, на первом
этапе цивилизации человек проявлял большую активность в сфере религии и
веры, чем в области, например, знания и искусства. Это было обусловлено
тем, что познание трансцендентальной реальности, составлявшей сущность
бытия, представлялось делом более сложным и менее доступным, чем познание
вещей, нуждающихся в раскрытии своей сути через знание и искусство.
Однако, в течение многих
веков сущность сияния, озаряющего своим светом все сущее, оставалась
неизвестной человеку, который по-разному интерпретировал непонятные ему
явления и предметы. Вместе с тем, никто и никогда не пытался отрицать
божественность этого сияния, хотя большинство людей пребывало в состоянии
глубокого невежества. Из сказанного очевидно, что познание великой истины
невозможно без логического анализа, дедукции и всеобъемлющих исследований.
Хотя у древних народов распространены всякого рода религиозные мифы и
поверия, обусловленные ограниченностью их познаний, представляется
неверным утверждение о том, что религия, по своей сути, ложна. Правильнее
было бы утверждать, что религия демонстрирует приоритет и независимость
духовного мышления, пронизывающего глубины человеческой души и сердца.
Более того, нельзя ожидать от науки, исследующей факты доисторической
эпохи, раскрытия сути древних религий: в лучшем случае она способна
расшифровать следы религиозного мышления первобытного человека.
Поскольку человеческое
поведение и деятельность сопровождаются двумя четкими критериями — с одной
стороны, приоритетом и автономностью, а с другой — обширностью и
универсальностью рода представляется вполне логичным допустить, что нормы
поведения и деятельности человека зиждятся в глубинах человеческой души.
Наличие подобного феномена в его вечной и универсальной форме, как в
историческую эпоху, так и после нее, нельзя рассматривать как проявление
повседневных человеческих привычек и традиций, по сути дела здесь мы
сталкиваемся с первозданной жаждой истины, познания смысла вещей. Любая
религиозная вера, независимо от ее проявлений и форм, проистекает из
единого источника — первозданной сущности человека.
Здесь мы должны
неизбежно учитывать характер и наклонности человека, его способность
воспринимать веру во что-либо. В той же мере, внутренние наклонности
человека, его способность к интеллектуальной деятельности предполагает
степень его внутренней потребности к религиозному познанию. Сказанное,
разумеется, не означает того, что внутреннее состояние и
предрасположенность его души необходимым образом сочетаются с правильным
религиозным отображением духовной сути явлений.
Равным образом,
человеческое тело в питающей субстанции, отнюдь не подразумевающей наличия
божественного в пище; и, напротив, пищей души является убежденность в
вере, непрестанные поиски божества. Однако, этому препятствует инстинкт,
неспособный признать веру, отличить истину от лжи.
Ученые единодушны в том,
что религиозные верования тесно вплетены в жизнь человека. Однако они
расходятся во мнениях относительно фундаментальных корней религий, а также
тех факторов, которые сыграли первостепенную роль в ее становлении и
развитии. В целом их суждения основываются на изучении первобытных
верований и представлений, вследствие чего выводы, к которым, в конечном
итоге, они приходят, носят ошибочный и нелогичный характер.
Справедливости ради,
следует отметить, что на развитие и становление отдельных вероучений
оказали свое влияние социальные и иные факторы. Однако было бы неверно
приписывать материальным факторам главенствующую роль в формировании
религиозного мышления, Вне всякого сомнения, одним из факторов, приведших
к возникновению антирелигиозных идей и отрицанию бога, явились ложные
учения и неверные представления о роли религий у некоторых ее творцов. По
этой причине при анализе характерных особенностей того или иного
религиозного вероучения необходимо учитывать факторы, заставляющие людей
выбирать среди учений то, которому они отдают предпочтение.
Религия, как показывает
анализ источников, сыграла решающую роль в исходе многих исторических
событий.
Именно влиянием религий
на социальные процессы можно объяснить тот факт, что на протяжении всей
своей истории она никогда не замыкалась в четырех стенах материального
мира. Возникает вопрос, какие факторы способстовали тому, что религиозные
деятели всегда находили в себе достаточно сил и твердости отстаивать,
невзирая на возникающие трудности, свою точку зрения и распространять свои
идеи среди верующих? Можно ли утверждать, что они таким путем надеялись
приобрести материальные блага и обеспечить личное процветание? Ответ будет
сугубо отрицательным: мы убеждаемся в том, что они пожертвовали всем, чем
обладали, во имя утверждения религиозных целей и задач, зачастую
жертвовали своей жизнью.
Из рассказов, связанных
с Фараоном и его волшебниками, мы узнаем о том, что он собрал всех своих
волшебников ради достижения победы над Мусой (Моисеем). Однако, благодаря
чудодейственной силе, заложенной в Мусе, повергнуты были волшебники ниц и
уверовали в Господа Харуна и Мусы. Неистовый Фараон, чья гордость была
ущемлена, пытался запугиванием и пытками — среди которых самой страшной
была отрубание рук и ног накрест — отказаться от их послушания новой вере.
Однако в душах его волшебников уже произошла революция: они терпеливо
снесли все те мучения, на которые их обрек Фараон. Они ответствовали с
замечательной стойкостью: "Мы не предпочтем тебя пришедшим к нам ясным
знамениям и тому, кто сотворил нас. Решай же то, что ты решаешь; ты можешь
решить только эту ближайшую жизнь" (20:72).
Таким было очевидное
проявление силы внутренней потребности к истине и реальности в человеке,
столкнувшемся с гнетом, принуждением и грубой силой. Люди, жившие при
дворе Фараона и наживавшиеся за его счет, восстали и готовы были
пожертвовать своей жизнью.
Таким образом, особую
склонность человека к религиозности нельзя объяснить лишь с
материалистических позиций, напротив, случаи, подобные тем, которые
приключились с колдунами, показывают, что в душе человека главенствующие
позиции занимает именно религиозное чувство.
Нелогичные представления
не имеют отношения к религиозным вопросам. Прежде чем эти представления
избавились от противоречий, многие научные дисциплины оказались во власти
суеверий и предрассудков. Люди нашли свой путь, следуя от 'колдовства и
ворожбы к истине, от нереалистической алхимии к реалистической химии.
Никто не вправе утверждать, что если человек раз ошибся в своих поисках,
то он обречен навсегда пребывать в заблуждении и никогда не встанет на
путь истины. Те люди, которые верят в силу научной философии и
преимущества экспериментального метода, признают, что их эксперименты
приносят иногда ошибочные результаты, хотя изначально этим экспериментам
придается статус истинных экспериментов.
Те, кто отрицает Бога,
настаивают на том, что Бог — продукт человеческого мышления. Так,
английский философ Бертран Рассел в страхе людей перед грозными явлениями
усматривал истоки религиозного сознания, Он писал: "Религия основана, на
мой взгляд, прежде всего и главным образом на страхе... Страх — вот что
лежит в основе всего этого явления, страх перед таинственным, страх перед
неудачей, страх перед смертью".
Сказанное выше — лишь
утверждение, не подкрепленное какими-либо доказательствами.
Сэмюэль Кинг утверждает:
"Источник религии скрыт завесой таинственности. Среди бесчисленных теорий
ученых относительно этого вопроса одни представляются более логически
обоснованными, другие менее, однако даже лучшие из них можно подвергнуть
критике с научных позиций. Эти теории не могут преступить грань логических
рассуждений. Среди исследователей сохраняются резкие разногласия
относительно истоков религии".
Тем не менее, если даже
согласиться с тем, что страх породил религиозное чувство, это ни в коей
мере не доказывает, что существование Бога — это простая фантазия, не
имеющая ничего общего с реальностью.
Если страх подталкивал
человека искать спасения в некоей реальности, именуемой Богом, что можно
возразить против этого? Если страх — причина обнаружения некоей сущности,
можно ли утверждать, что эта сущность является воображаемой и нереальной
только по той причине, что страх подсказал человеку искать выход из
сложившейся ситуации?
Было бы вне всякого
сомнения нелогичным утверждать, что медицина как наука не обладает
реальностью только из-за того, что человек открыл ее под влиянием страха —
страха болезни и смерти. Истина состоит в том, что медицина как наука —
это реальность, независимо от того, что исходным мотивом был страх болезни
и смерти.
Во всех явлениях жизни
вера в мудрого и могущественного Бога составляет подлинное спасение и
могучую поддержку. Вне сомнения, на первичной стадии своей жизни человек
часто становится жертвой природных бедствий и катаклизмов — землетрясений,
болезней и бурь. Кошмарные страхи преследовали человека во всех его делах
и помыслах, и в непрекращающейся борьбе против невзгод и бедствий он
преодолел все кошмары, добившись замечательной победы.
Изучение различных
стадий жизни первобытного человека, а также подтверждение доказательств
того, что страх господствовал во всех его действиях, вовсе не доказывает
того, что страх и невежество явились тем единственным фактором, который
побудил человека обратиться к религии. Подобное утверждение было бы
правильным лишь в одном аспекте. Категорический же вывод можно было бы
сделать лишь на базе исторических изысканий общечеловеческого характера, с
тщательным изучением каждого конкретного исторического этапа жизни
человека. Было бы глупо утверждать, что все религиозные идеи и чувства
людей, их склонность поклоняться Богу обусловлены лишь чувством страха
перед природой, войной, болезнями.
Нет сомнений в том, что
люди, высоко поднявшие знамя религии, были наиболее стойкими и убежденными
из людей. Ясно, что ими не могли быть люди слабой воли, твердости и
закалки.
Может ли вера в религию
тысячи ученых и мыслителей быть результатом страха перед бурями,
землетрясениями, болезнями? Может ли склонность к религии быть результатом
их невежества и отсутствия знаний о причинах природных явлений?
Более того, не ради
успокоения обращается человек к религии. Скорее наоборот: приобщившись к
вере, человек ищет успокоения и мира в религии.
По мнению ученых,
руководствуемых в своей деятельности религиозно-божественными установками,
мир — это обобщение точно вычисленных причин и следствий, это система
космического характера, доказывающая существование источника познаний и
силы. Размазанные штрихи на полотне — отнюдь не свидетельство
талантливости художника; лишь точные и умелые мазки доказывают, что автор
картины талантлив.
Есть и такие люди,
которые рассматривают веру как продукт экономических отношений. Они и
предпринимают энергичные усилия для установления связей между религией и
экономикой. В частности, они утверждают, что религия всегда состояла на
службе империализма и эксплуататоров и что она была изобретена правящим
эксплуататорским классом как инструмент подавления сопротивления
эксплуатируемых масс. Религия, по их мысли, использовалась для притупления
протеста тружеников, для их обмана. Нет сомнений в том, что религией, как
и всем другим в мире, злоупотребляли. Отринутая от своего первичного
предназначения, религия становится выгодным инструментом в руках демагогов
и спекулянтов, стремящихся поработить народы. Однако, злоупотребление
религией не должно давать отступникам повод подвергать беспощадной критике
все, что связано с религией. Необходимо проводить четкое различие между
извращенным религиозным учением, состряпанным империализмом для
оболванивания масс, и подлинной, конструктивной религией.
Вполне допустимо, когда
во многих человеческих сообществах экономические условия, стагнация и
отсталость могут сосуществовать с религиозной верой. Однако, подобное
сосуществование необязательно обуславливает причинную взаимосвязь; нельзя
один фактор представлять как причину другого. Иногда мы наблюдаем, как
общество с процветающей экономикой прекрасно уживается с религией, тогда
как в другом обществе, также достигшем значительных успехов в развитии
экономики, совершенно неприемлемое отношение к религии. Равным образом, в
нищей и отсталой социальной среде религия находится на закате, тогда как в
противоположной среде вера в бога находится в своем зените. Очевидное
отсутствие согласованности между уровнем экономических отношений и
преобладанием либо упадком религиозного влияния ясно свидетельствует о
том, что совпадение или несовпадение указанных факторов отнюдь не
доказывает наличие причинной связи между ними.
Подверждение сказанному
можно видеть и на факте отсутствия согласованности в двух обществах, оба
из которых находятся под гнетом эксплуатирующего класса. В одном из них
религия полностью ушла со сцены, в другом ее влияние резко
возросло.
Объективная реальность
доказывает, что человек приобщается к религии под влиянием различных
внешних обстоятельств. Где бы религия не пускала корни, повсюду надо
искать основополагающий, внутренний мотив, а отнюдь не религиозные
обстоятельства. Кроме того, когда мы анализируем цели религиозных учений,
то приходим к выводу, что достижение справедливой и процветающей
экономической системы, основанной на религии, является даром, ниспосланным
свыше в лице пророков.
ссылка на эту
тему http://www.al-shia.com/html/ru/books/sefat/l1.htm
|