Неоспорима роль угнетения в разрушении общества, разложении нравов, нарушении
безопасности социума. Даже индивидуумы, не приверженные религии, не могут
отрицать этот факт. Угнетение вызывает в обществе разлад и разрыв социальных
связей. Следование силам зла и надменности закрыло страницы истории не одного
сильного государства, уничтожив их цивилизации.
Из жизней угнетателей можно извлечь важный нравственный урок. Например,
Мухаммад ибн Абд ал-Малик занимал особое положение в Аббасидском халифате. Этот
министр сделал себе железную печь, выложенную изнутри сухим тростником. Когда к
нему приводили политического заключенного, он помещал его в эту печь и разжигал
огонь, пока душа этого человека не покидала тело.
Когда халифом стал ал-Мутаваккиль, он приказал бросить Ибн Малика в его
собственную тюрьму. Незадолго до своей смерти тот написал стихотворение о том,
что сделавший что-то в здешнем мире должен нести за это наказание. Мутаваккиль,
прочтя это стихотворение, велел освободить Ибн Малика, но к тому времени, когда
халифский рескрипт дошел до тюрьмы, тот уже принял ужасную смерть в своей печи.
Мурудж аз-захаб, т. 4, с. 88.
Конечно, те, кто утверждают, что жизнь - это лишь ежедневная борьба за
выживание, постоянно стремятся подавить слабых с помощью лишений, надеясь, что,
делая так, они укрепляют свою власть и сохранят свое положение. Они могут
совершить любое бесчеловечное преступление, чтобы удовлетворить себя. Однако с
течением времени пламя гнева разгорается в сердцах угнетенных и они наносят
сокрушительные удары тиранам. Между тем угнетение не связано только с
определенным общественным положением. Любой человек на любом посту, если он
сознательно или бессознательно пытается использовать жизнь других людей во имя
собственных целей или старается выйти за очерченные разумом и правом границы,
может быть назван угнетателем.
К несчастью, сегодня угнетение достигло своего предела; пламя угнетения и
несправедливости охватило различные классы общества и угрожает человеческой
цивилизации уничтожением. Угнетатели узурпируют права общества, грабят его
богатства и ресурсы, в то время как справедливость оказывается беззащитной.
|