Священный Коран словом Всемогущего Аллаха объявляет неизбежность сурового
наказания угнетателям:
"И эти селения мы погубили, когда они стали несправедливыми, и сделали для их
гибели определенный срок".
Коран 18:59.
Все религиозные вожди верили в будущее человеческого общества, поэтому своей
главной целью в жизни они сделали установление справедливости. Когда они
замечали пороки в человеческом развитии, они стремились устранить эти пороки,
восставая против неправых действий угнетателей. Во многих случаях им удавалось
одержать верх, свергнув угнетателей.
Согласно свщенному Корану, поведение духовных вождей является важным фактором
в поднятии людей на борьбу с угнетением:
"Мы послали Наших Посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними
писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости".
Ко ран 57:25.
Поскольку высшей целью ислама является общественная справедливость, он
повелевает всем своим приверженцам соблюдать полную справедливость между собой и
другими вне зависимости от званий и личных соображений. Он также запрещает
угнетение и лишение любой группы людей их прав.
"О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по
справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что
вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это - ближе к богобоязненности".
Коран 5:8.
И:
"И когда вы судите среди людей, то судите по справедливости".
Коран 4:58.
Ислам придает особое значение справедливости и в том, что он лишает
несправедливых людей возможности занимать посты судей даже если они имеют для
этого все другие данные. Ислам сделал долгом родителей соблюдение справедливости
между детьми, чтобы обеспечить приобретение ими этого важнейшего качества и
привить неприятие к угнетению и вражде. Кроме того, одна из основ воспитания
детей - быть справедливыми с ними во всех обстоятельствах, ибо если они
наблюдают угнетение в отношениях между отцом и матерью, нельзя ожидать
справедливости или благородства в их поведении по отношению к другим людям. Если
дети подвергаются угнетению, оно врастает в их характер и таким образом они
становятся деструктивными элементами в обществе. Впитанная ими в детстве
несправедливость неизбежно скажется на обществе либо в дальнейшем обратится
против их же родителей.
Посланник Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение
Аллаха) обращал внимание своих последователей на одно важное обстоятельство,
говоря:
"Будьте справедливы со своими детьми в подарках, если хотите, чтобы они были
справедливы к вам в доброте ".
Нахдж ал-фасаха, с. 66.
Профессор Бертран Рассел говорил:
"Человеческий дух как все время расширяющийся поток. И цель правильного
воспитания в том, чтобы внешнее воздействие проявилось в форме мысли, поступков
и привязанности, а не в форме раздражения или наказания. Идея здесь в том, что
мы должны постепенно внедрять в сознание и поведение детей то, что мы хотим.
Правильный метод воспитания у детей справедливости возможен, если дети связаны с
другими. Соревнование, возникающее между детьми за игрушки, которыми
одновременно может пользоваться только один из них (велосипед), способно дать им
надежду научить их справедливости. Поразительно, как дети оставляют свой эгоизм,
когда старший по возрасту ребенок демонстрирует справедливость, предлагая другим
детям свою игрушку. Поначалу я не думал, что справедливость - природное или
инстинктивное человеческое чувство, я был удивлен, обнаружив, что его легко
можно вызвать в детях. Когда воспитываете детей, важно внушить им истинную
справедливость. Другими словами, не отдавать предпочтения никакому ребенку перед
другими. Если вы любите одного больше, чем других, будьте благоразумны, чтобы не
позволить вашему предпочтению неблагоприятно повлиять на распределение счастья и
удачи между ними. Вообще принято детям дарить игрушки в одинаковых количествах.
Любая попытка сделать каким-либо образом недействительным желание детей быть
справедливыми ошибочна".
О воспитании.
Посланник Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение
Аллаха) сказал:
"Бойтесь Аллаха и будьте справедливыми со своими детьми, как вы хотите, чтобы
они были добры к вам".
Нахдж ал-фасаха.
Имам Али (да будет над ним мир) дал следующий совет Мухаммаду ибн Аби Бакру,
назначая его наместником Египта:
"Посланники Бога - это те, кто устанавливает истинную справедливость в
обществе. Они - единственные, кто определяет направление совершенствования для
человечества ".
Имам Хусейн (да будет над ним мир) также показывал истинный смысл
справедливости, восставая против угнетения. Страницы истории до сих пор озарены
житием этого человека, как это будет и вовеки веков. |