Нет такого тяжкого груза или опасного расстройства психики и поведения,
которое воздействует на человека больше, чем вражда и чувство ненависти к
другим. Ненависть является одним из самых ущербных чувств, оказывающих влияние
на счастье и покой человека. Ненависть проистекает из чувства гнева и разрушает
духовное равновесие человека. Когда человек разгневан, какая-нибудь причина
может дать ему успокоиться и снять психологическое напряжение, погасив пламя
ярости в его сердце. Однако искра от этого огня ненависти может остаться в
сердце человека, чтобы сжечь его счастье и покой.
В противоположность великодушию, которое является одним из составных
элементов доброты, психологической уравновешенности, покоя и гармонии, ненависть
и вражда вызываются расхождениями и разногласиями. Они являются проявлениями
порочного духа. Гнев устраняет беспокойство и психологическое напряжение, но
огорчение, которое испытывает человек, пытающийся злом ответить на зло, гораздо
сильнее, нежели возникающее в иных обстоятельствах. Причина этого в том, что в
последнем случае страдание человека обычно преходяще, но когда появляется злоба,
она провоцирует скрытую ненависть поразить сознание навсегда. Более того,
враждебность не устраняется с совершением какого-нибудь злого поступка, она
увеличивает рубец на сердце и подготавливает человека к обороне или мщению.
Враждебность может иметь болезненные последствия и расстройства, которые,
возникнув, не излечиваются. Индивидуум может стать вечной жертвой своей совести
в результате неразумного поступка, совершенного из ненависти или вражды. Он
может зайти так далеко, что причинит себе очень большое горе.
Есть некоторые индивидуумы, в чьей жизни нет места великодушию или
благородству, потому что они никогда не прощают недостатков других или малейших
выпадов против себя. Эти чувства заставляют их тратить свою энергию и
способности на стремление к отмщению, даже если это ведет их в огненную бездну.
Индивидуумы, которые легко впадают в гнев, склонны к быстрому возмездию. Они
не в состоянии выносить даже малейшей критики своего поведения; с другой
стороны, люди с сильным характером извлекают из критики конструктивные моменты и
таким образом подготавливают себя к изменению в лучшую сторону.
Согласно одному ученому,
"Резкая реакция (на критику) является показателем недостаточной зрелости, так
как чаще всего речь не идет об унижении или оскорблении, чтобы вызвать с самого
начала подобную реакцию.
Человек может воображать причины для оскорбления, которых в действительности
нет, или оскорбление могло произойти неумышленно. В обоих случаях нет
необходимости для огорчения или обиды. Если умышленное оскорбление и было, это
все равно могла быть реакция на реальный недостаток, которым действительно
страдает индивидуум, в этом случае ему не следует обижаться, а работать над
преодолением своего недостатка; если же оскорбление было безосновательным,
индивидууму не следует реагировать чрезмерно, а
лучше понять, что
обижающий его человек испытывает те же недобрые чувства, он в расстройстве и
безрассудстве стремится отомстить или пытается по своему незнанию унизить
других, приписывая им недобрые дела. В любом случае благоразумный человек не
должен испытывать страдания от поступков, сделанных по незнанию ".
Акты мести могут проистекать из ощущения собственной ничтожности,
незначительности, от которого страдает человек и которое является либо
следствием затаенной злобы как результата полученной в детстве какой-то травмы,
либо итогом воздействия нездорового социального окружения. Другими словами,
месть является средством, с помощью которого те, кто страдает комплексом
собственной незначительности, пытаются компенсировать свое чувство унижения и
неудачи. Такие люди ищут любой возможности оскорбить других и могут пойти на
любое преступление.
Среди эффективных факторов, которые могут помочь таким индивидуумам
избавиться от злобы,- следование в жизни высоким целям. Ибо тот, кто очищает
свою душу и совершенствует поведение, пренебрегая другими целями, не будет
обращать внимание и на дурное обращение со стороны других.
Пределы нашей реакции на дурное обращение со стороны других находятся в наших
руках. За нами также и выбор направления наших мыслей, поэтому мы можем по
собственной воле регулировать воздействие на нас различных факторов, укрепляя
себя в следовании по пути преодоления давящего на наши души чувства мести.
Однако если мы пренебрегаем своими нравственными обязанностями, другие будут не
в состоянии нам помочь изжить свои недостатки.
Месть может облекаться в различные формы. Некоторые люди причиняют своим
врагам нешуточный вред, притворяясь, что ведут их к честности и преданности.
Люди, прибегающие к подобной форме мести, очевидные интриганы.
Согласно одному западному ученому,
"Ненависть и враждебность проистекают из душевной неуравновешенности,
особенно когда нет никаких других видимых причин. Мы в состоянии разрешать
большинство вопросов по-братски, но тщеславие и невежество мешают нам делать
это. Часто мы покидаем друзей и любимых за малейшие ошибки с их стороны. Иногда
мы знаем, что они невиновны, но все еще отказываемся простить их. Я хотел бы,
чтобы мы были бы в состоянии уменьшить до минимума свою несправедливость к ним".
|