Жизнь религиозных вождей является для нас уроком чести, благородства,
великодушия и человечности. Их духовные качества прекрасно проявлялись в
оставленных ими практических уроках.
Однажды Имам Ал и ибн ал-Хусайн ас-Сад-жад (да будет над ним мир) сидел в
обществе своих последователей, когда один человек, состоявший с ним в родстве,
подошел и начал оскорблять имама (да будет над ним мир). Имя этого человека было
ал-Хасан ибн ал-Мусанна. Имам Али (да будет над ним мир) не обратил на этого
человека внимания, а когда тот ушел, сказал своим собеседникам:
"Вы слыхали, что этот человек сказал мне. Теперь я хочу, чтобы вы пошли со
мной и услышали мой ответ".
Тогда товарищи имама Али (да будет над ним мир) сказали:
"Мы пойдем с тобой, хотя и не хотим, чтобы ты или мы говорили что-нибудь
(такое же в ответ) ему". Имам Али проследовал к дому того человека, декламируя:
"А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, вспомнили Аллаха и
попросили прощения своим грехам, - а кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и не
упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими".
Коран 3:134.
Его сотоварищи, услыхав это, заключили, что имам (да будет над ним мир)
скажет этому человеку только добрые слова. Имам (да будет над ним мир) достиг
дома ал-Хасана ибн ал-Мусанны и сказал: "Скажите ему: "Это Али ибн ал-Хусейн".
Человек услыхал это и вышел, готовясь к стычке. Он был уверен, что имам Саджад
(да будет над ним мир) пришел только для того, чтобы отомстить ему за его
поступки. Когда ал-Хасан ибн ал-Мусанна появился, имам Саджад (да будет над ним
мир) сказал:
"Брат мой! Ты пришел ко мне и сказал некоторые вещи. Если ты сказал то, что
действительно есть во мне, я молю Аллаха о прощении, а если ты меня обвинял в
том, в чем я невиновен, я прошу Аллаха простить тебя". Когда этот человек
выслушал слова имама (да будет над ним мир), он поцеловал его в лоб и сказал:
"Конечно, я обвинял тебя в том, в чем ты не виноват. Эти слова характеризуют
меня".
Иршад ал-муфид, с. 257.
Слова имама Саджада (да будет над ним мир) сильно повлияли на дух этого
человека, они освободили его от боли и сделали для него понятными жесты
великодушия и раскаяния.
Имам преподал своим спутникам урок великодушия и снисходительности к ошибкам
других. Он также продемонстрировал им счастливое покаяние, которое человек
испытывает как результат великодушия.
Имам Али (да будет над ним мир) сказал:
"Отсутствие великодушия - злейший из всех недостатков, а поспешность в
стремлении к мести - величайший грех".
Гурар ал-хикам, с. 768.
Священный Коран всегда рекомендует мусульманам всегда быть великодушными:
"И пусть не перестают обладающие щедростью из вас и достатком давать
родственникам и бедным и выселившимся по пути Аллаха, и пусть они прощают и
извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам? Поистине, Аллах -
прощающий, милосердный!".
Коран 24:22.
Всемогущий Аллах также сказал:
"Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот - тот, с которым у
тебя вражда, точно он горячий друг".
Коран 41:34.
Когда кто-то в силах отомстить, великодушие - очень ценная черта. Имам Садик
(да будет над ним мир) называл ее среди достохвальных качеств пророков и
благочестивых.
Сафина ал-бихар, т. 2, с. 702.
Имам Али (да будет над ним мир) рассматривал великодушие как лучшее
превентивное оружие против козней творящих зло:
"Выговаривай своему брату, совершая добрые поступки по отношению к нему, и
отводи его злобу, даруя ему благожелательность".
Нахдж ал-балага, с. 115.
Имам Али (да будет над ним мир) указывал на важный факт, касающийся
ненависти, в своем кратком, но красноречивом высказывании. Он подразумевал, что
злобные люди поражены недостатком милосердия, безжалостности:
"От жажды мести больше всего страдает душа немилосердного ".
Гурар ал-хикам, с. 178.
С точки зрения психолога,
"Злобный человек легко приходит в гнев, он -беспощадный враг; это тот тип,
который ради своей малейшей прихоти готов на все. Несмотря на хорошие манеры и
легко исчезающие проявления враждебности, такие люди скрывают в себе бушующий
океан ненависти и мстительности - чувств, готовых извергнуться как вулкан. Этот
вулкан при первой же возможности взрывается, чтобы сжечь дотла и живое, и
мертвое, и врага, и друга".
Раванкави.
Злобные люди угнетены глубоким и постоянным душевным страданием:
"Души злобных людей измучены, а их тревоги многочисленны".
Гурар ал-хикам, с. 85.
Д-р Дейл Карнеги в своей книге "Как завоевать друзей и влиять на людей"
писал:
"Когда мы скрываем в своем сердце ненависть и злобу по отношению к нашим
врагам, в действительности мы отдаем им право распоряжаться нашей едой, питьем,
сном, здоровьем, счастьем и даже нашей кровью и давлением.
Мы на самом деле по собственной воле заставляем их контролировать все это.
Наша ненависть к ним не наносит им ни малейшего вреда, но нашу собственную жизнь
превратит в невыносимый ад".
Современные психологи диагностируют психологические и душевные расстройства
экспери-ментальыми исследованиями, затем они пытаются лечить их. В свое время
имам Али (да будет над ним мир) говорил людям то же самое:
"Когда лечат совесть, появляется злая воля".
Гурар ал-хикам, с. 490.
Одна из характерных черт злобных людей в том, что пламя ненависти в них не
гаснет, пока они не отомстят своим врагам.
Имам Али (да будет над ним мир) сказал:
"Ненависть - это скрытый огонь, который затухает только с победой".
Гурар ал-хикам, с. 106.
Согласно одному психологу,
"Злобные люди заставляют слушаться и подчиняться им с помощью угроз, упреков
и безжалостных слов. Такой способ достижения победы принят у мстительных людей.
Они даже рассматривают это как легкую задачу, в то время как это великий грех
пред Аллахом.
Я знаю армейского офицера, который однажды, управляя машиной, столкнулся с
мотоциклом, ведомым одним бедным человеком. У мотоциклиста под задним колесом
была закреплена корзина с двумя глиняными кувшинами. В результате столкновения
заднее колесо мотоцикла с закрепленной на нем корзиной было сильно повреждено.
Улица стала белой от молока, разлившегося из разбитых кувшинов. Возможно,
виноват был бедный человек, но его положение поистине требовало милосердия и
доброты, а не безжалостных оскорблений, которые "образованный" офицер обрушил на
него. Бедняк ползал на коленях от боли, оставив надежду и собираясь умирать. Он
отвечал офицеру так, как тот, будучи много лет назад инструктором, говорил с
бедняком, которого давно знал. Делая так, он невольно демонстрировал долго
скрываемую ненависть к властному, недоброму инструктору. Мой друг (инструктор)
хотел отчитать бедняка за то, что тот осмеливается так оскорблять старшего
офицера, но я с приятелем удержали его от этого. Весь вечер того дня, который мы
провели у него в гостях, офицер, не переставая, упрекал себя и нас за то, что
ему не дали "отомстить" за преступление. Он никогда не простил ни нам, ни себе
свою слабость - то, что он не отомстил бедняку!"
Раванкави.
Имам Али (да будет над ним мир) сказал:
"Злоба подстегивает гнев".
Гурар ал-хикам, с. 21.
Один психолог также говорил:
"Если вы не выполнили требование злобного человека, он будет расстроен, даже
если оно было безосновательным, и не успокоится, пока не добьется отмщения тому,
кто не подчинился его воле".
Раванкави.
Человек обретает гармонию души, разума и совести только тогда, когда он
изгоняет из своего сердца образ ненависти.
Имам Али (да будет над ним мир) сказал:
"Кто искоренит в себе ненависть, будет иметь легкость на сердце и в разуме ".
Гурар ал-хикам, с. 666.
Согласно другому психологу,
"Чем больше человек избегает чрезмерного гнева и ненависти, тем больше он
защищает себя от нервных расстройств, вызывающих душевную неуравновешенность ".
"Сэлэкшн джорнэл", раздел психологии.
Счастливый человек - это тот, кто очищает себя от враждебности и
мстительности.
Имам Али (да будет над ним мир) сказал:
"Счастье является человеку, когда его сердце свободно от злобы и вражды".
Гурар ал-хикам,с.399.
Заканчиваем мы на одном важном моменте -на том, что в некоторых случаях ислам
запрещает снисходительность к ряду поступков. Верно, что ислам сделал своей
целью установление безопасности и порядка, но считает существенным и наказание
за поступки, являющиеся покушением на благо общества или его безопасность.
Статьи кодексов наказаний - это права людей, которые могут ими самими
использоваться или пренебрегаться. Кодексы же эти -порядок Аллаха для людей.
|