Самым эффективным способом излечиться от болезни, известной под названием
гнев, является строгое следование учению великих пророков и имамов. Выводы и
заключения людей науки — врачей, психологов и философов, конечно же, полезны, но
и они не решают проблемы избавления от такого зла, каким является для человека
гнев.
Великие наставники, действуя мудро и последовательно, всегда привлекали
внимание людей к опасным последствиям проявления гнева. Вместе с тем они не
забывали подчеркивать то огромное преимущество, которое дает людям подавление
какого-либо проявления гнева. Имам Садиг (да будет над ним мир) говорил:
"Избегайте гнева, ибо осуждаемы будете ".
Доктор Мардин развил его мысль следующим образом:
"Разгневанный человек (независимо от причины, вызывающей его гнев) понимает
бессмысленность проявления своего гнева лишь после того, как он успокоится: в
большинстве случаев он ощущает потребность извиниться перед тем, кого он
оскорбил. Если вам с каждым разом удается осознавать бессмысленность своего
гнева, то в этом случае вам удастся и избежать нежелательных последсвий его
проявления ".
Имам Садиг (да будет над ним мир) говорил:
"Гнев - это отказ от разума, всякий неспособный обуздать гнев, неспособен
проявить и разум"
Усуль аль-Кафи, т. 2, с. 3-5
Гнев и вызываемая им нетерпимость к окружающим - опасное, нежелательное
воздействие на здоровье человека. По наблюдениям врачей, гнев может привести к
внезапной смерти, если он достигает определенного уровня своей интенсивности.
Имам Али (да будет над ним мир) говорил:
"Тот, кто не умеряет свой гнев, ускоряет приближение смерти".
Гурар аль-Хикам, с. 625
Доктор Мардин утверждает:
"Неужели люди с больным сердцем не осознают того, что гнев, который в них
проявляется, может стоить им жизни? Они могут этого и не знать, хотя и должны
понимать, что многие, совершенно здоровые люди часто становятся жертвами
необузданного гнева, в них проявившегося. Кроме того, гнев вызывает потерю
аппетита, несварение желудка, становится причиной нервного расстройства,
длящегося порой несколько часов, а иногда и дней. Гнев отрицательно влияет на
функции тела и души. Даже проявление гнева у кормящей матери способно привести к
тому, что ее молоко станет непригодным для ее ребенка"
Пирози Фикр.
Доктор Манн утверждает:
"Научные исследования, связанные с изучением последствий проявления гнева,
выявили изменения во всех частях тела: сердца, вены, желудок, мозг, гланды — у
всех наблюдается отклонения от нормы в результате проявления гнева ".
Усуле Раваншинази. Имам Али (да будет над ним мир) говорил:
"Избегайте гнева, ибо начало его возбуждает у людей насмешку, а конец —
печаль".
Далее он сказал:
"Гнев подобен бущующему пламени: тот, кто подавляет его, тушит пожар: тот,
кто проявляет его, первый сгорает в огне!.
Гурар аль-Хикам, с. 71
Предводитель правоверных, имам Али (да будет над ним мир), советовал
использовать терпение как средство противодействия гневу, как способ избежать
последующих осложнений. Он говорил:
"Боритесь с гневом, наберитесь терпения, дабы противодействовать ему"
Гурар аль-Хикам, с. 131
и далее:
"Самоконтроль в минуту гнева помогает вам защититься от совершения греха "
Гурар аль-Хикам, с. 462
Иногда бывают случаи, когда в минуту гнева человек совершает убийство.
Имам Бакр (да будет над ним мир) говорил:
"Есть ли на свете большее зло, чем гнев? Увы, разгневанный человек в
состоянии погубить душу другого человека и тем самым нарушить запрет, наложенный
Аллахом"
Аль-Вафи, т. 3 с. 148
Посланик Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха)
советовал:
" И если кто-то из вас чувствует в себе прилив гнева, пусть он сядет, если
стоит, пусть он ляжет, если сидит. И если он все-таки во власти гнева пребывает,
пусть совершит он омовение холодной водой либо обмоется, ибо пожар можно
затушить лишь водой".
Ихйа аль-Улум, т. 2, с. 151
Доктор Виктор Паши утверждает:
"Если ребенок впадает в раздражение, охладите его гнев, окатив его холодной
водой, либо обернув мокрой тканью".
Рахи Хошбахти Доктор К. Роббин также утверждает:
"Чистота тела оказывает огромное воздействие на поведение. Купание в теплой
воде, совершаемое ежедневно утром и вечером, очищает и расслабляет тело,
устраняет усталость, возвращает аппетит. Оно так же подавляет гнев, вызываемый
повседневными хлопотами. Таким образом, мы подтверждаем значимость купания для
тела и разума".
Ши Миданам
Как отмечалось выше, Наставники веры оставили после себя удивительнейшие
примеры, подтверждавшие правоту их высказываний.
Мубарад и Ибн Айша, как об этом повествуется в книге Ибн Ашуба, рассказывают
о том, что некто из Сирии, увидев имама Хассана (да будет над ним мир),
скачущего на лошади, принялся оскорблять его. Имам ничего не отвечал ему.
Поравнявшись с ним, имам Хассан, радостно приветствовав его, сказал:
"О, старый человек! Мне кажется, что ты чужестранец, и, возможно, спутал меня
с кем-то другим. Если ты просишь у меня прощения, то я дарую его тебе. Если ты
просишь у меня коня, то и его дарую тебе. Если ты голоден, накормлю я тебя. Если
тебе нужна одежда, ты и ее получишь. Если тебя лишили имущества, его я тебе
дарую. Если тебя ищут, дам я тебе убежище. Если у тебя нужда в чем-то, я решу
все твои проблемы". Услышав слова Хассана, человек вскричал:
"Свидетельствую, что ты наместник Аллаха на земле. Аллах, конечно же, знает,
кому поручить свое послание. Ты и твой отец казались мне самыми злыми существами
из всех созданных Аллахом. Теперь вы стали для меня самыми возлюбленными
существами из всех созданных Аллахом".
аль-Манакиб, т. 4, с. 19 |