Одной из важнейших обязанностей человека на протяжении всей его жизни
является соблюдение данной им клятвы. Человек устроен таким образом, что
испытывает, с одной стороны, чувство раскаяния при нарушении клятвы и, напротив,
чувство удовлетворения при соблюдении ее. При этом огромную роль в его будущем
поведении играют жизненные принципы, заложенные в процессе его воспитания. Таким
образом, становится очевидной важность воспитания в человеке соответствующих
принципов и навыков, привития ему качеств, помогающих уберечься от совершения
дурных поступков. Соответствующее воспитание — это ключ к совершенствованию
поведения и образа жизни.
Для устойчивости моральных принципов крайне важно соблюдение и уважение всех
устных клятв (договоренностей), данных сторонами, даже если юридические гарантии
отсутствуют. Нарушение клятв рассматривается как нежелание соблюдать правила
чести и достоинства. Как подчеркивал Бузарджумехр, "нарушение клятвы -это отказ
от понятия чести".
Тот, кто отступает с пути истинного, тем, кто нарушает клятву
(договоренность), сажает семена недоверия и сожаления в сердцах других людей.
Рано или поздно клятвоотступничество навлекает позор на голову того, кто нарушил
данное слово. Не помогут при этом унизительные извинения и просьбы о прощении,
ибо тот, кто единожды нарушил клятву, будет и впредь в глазах окружающих
выглядеть человеком ненадежным, не заслуживающим доверия.
Нарушение клятв - это, несомненно, одна из главных причин возникновения
трений и несогласия в обществе, ослабления связей между людьми. Нет сомнения,
что в обществе, охваченном чувством недоверия и разлада, ослабляется баланс сил,
члены его перестают доверять друг другу, даже близким родственникам.
Существует тип людей, которые не только нарушают клятвы, но и считают
предательство чуть ли не актом благоразумия и необходимости. При этом они даже
не стесняются восхвалять свои неблаговидные поступки перед другими людьми.
Исполнение данного обещания представляется важным и существенным для
человека, который стремится жить в гармонии и согласии с окружающим его миром:
оно представляется ему базисом счастья, совершенствования и успеха.
Рассказывают, что как-то Хаджадж, захватив в плен группу хаварнджей, стал
заниматься дознанием их проступков и вынесением им меры наказания. Когда перед
Хаджаджем в ожидании приговора предстал последний из провинившихся, наступил час
молитвы, и Хаджадж, повернувшись к своему придворному, приказал тому отвезти
пленика к себе домой и привести к нему на следующее утро.
В пути пленник обратился к придворному с просьбой позволить ему провести
последнюю ночь с семьей при условии непременного возвращения к придворному до
самых ранних петухов. После недолгого колебания придворный согласился. Позже,
уже находясь у себя дома, придворный вообразил, что пленник обманул его и не
вернется более. Каково же было его изумление, когда в условленное время пленник
предстал перед ним. На вопрос каким же образом ему удалось сдержать обещание,
пленник ответил: "Кто признает величие и силу Аллаха, дает перед ним клятву, тот
обязан исполнять данное обещание".
Когда придворный рассказал Хаджаджу историю с пленником, правитель, известный
прежде всего своей жестокостью, расстрогался до того, что велел отпустить
пленника восвояси.
Нет более стабилизирующего фактора во взаимоотношениях между людьми, чем
взаимное доверие между членами общества. Межличностные отношения никогда не
будут устойчивыми, в обществе не будет господствовать доверие, если каждый его
член не проявит максимума ответственности за данное обещание. Это, в частности,
имеет место в тех случаях, когда купец обязуется вовремя поставить товары своему
клиенту, когда должник возвращает долг и т.д. При соблюдении этих условий в
обществе исчезает повод для разногласий, воцаряется мир и порядок.
Прежде чем давать обещание, человек должен трезво взвесить свои возможности,
воздерживаться от посулов, которые он не в состоянии выполнить. Даже в тех
случаях, когда по объективным причинам то или иное лицо не в состоянии исполнить
данное им обещание, оно несет ответственность за него. |