Зависть к тому, чем обладают другие, представляет собой такое психологическое
состояние, которое побуждает индивидуума руководствоваться на протяжении всей
своей жизни исключительно задачами материального приобретательства и накопления.
Склонность к материальным благам пышно расцветает на ниве жадности. Создавая
в душе индивида сложное ощущение полноты жизни и счастья, жадность служит тем
фактором, который привносит в души и жизни людей духовную нищету и прозябание.
Доктор Шопенгауэр говорил:
"Довольно сложно определить те влечения, которые подвигают индивидуума к
приобретению материальных благ и богатства. Некоторые люди довольствуются
небольшими суммами заработанных ими денег, другие постоянно жалуются на свою
судьбу, игнорируя огромное богатство, принадлежащее им лично. Таким образом,
каждый человек по-своему устанавливает рамки своих потребностей. Огромное
богатство в руках богача не в состоянии ввести бедняка в заблуждение. Богатство
подобно соленой воде: чем больше ты ее пьешь, тем большую жажду испытываешь ".
Действительно, жадный никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Когда
жадность правит в поле вечной схватки, борьбы и бесконечной полемики, нарушает
справедливость, безопасность и стабильность в обществе. Совершенно естественно,
что в таком обществе духовность и высшая мораль занимают низшую ступень в
иерархической системе ценностей.
Некоторые люди склонны полагать, что богатство - это источник исполнения
многих желаний, вот, мол почему ему (богатству) уделяется столько внимания.
Однако, на деле именно бедные сделали наибольший вклад в развитие мировой
истории. Писатели, изобретатели и ученые были главным образом, выходцами из
бедных слоев населения.
Более того, чем больше богатства, тем разрушительней его сила по отношению к
людям. Например, когда молодые люди вдруг наследуют огромное состояние, они
обычно начинают пренебрегать учебой, теряют интерес к знаниям и в конце концов
оказываются на дне жизни, так и не приобретя каких-либо навыков в профессии.
Однажды богатый человек навестил знаменитого греческого философа, который
заявил ему:
"Несомненно, ты явился ко мне не за знаниями, а для того, чтобы упрекнуть
меня за бедность, разве не так? Богатый человек ответил:
"Если бы я следовал твоим путем и приобрел бы знания, у меня сейчас не было
бы богатства, дворца, слуг и т.д. " На это философ ответил:
"Независимо от того, насколько бы богат, я намного богаче тебя. Мне не нужны
слуги, которые меня защищали бы, поскольку никого на свете я не боюсь, даже
Цезаря. Ты всегда будешь беден, ибо зависишь ты от воли других. У меня есть
разум, удовлетворенность жизнью и свобода думать о чем-то ином, а не только о
золоте и серебре. Все мои помыслы связаны с моей огромной державой, где я живу
счастливо и благополучно, в то время как ты проводишь время в волнениях и
беспокойстве. Все, чем ты обладаешь, для меня не имеет цены. Зато ты завидуешь
мне, ибо никогда не сможешь, подобно мне, исполнить все свои пожелания и
надежды. Главное мое богатство, которым ты не обладаешь - это разум".
Несомненно, каждый человек должен опираться на знания и разум, а не на золото
и серебро: ибо лишь надежды находятся в их власти.
Счастье и неудовлетворенность жизнью сопутствуют каждому человеку, причем
каждое из этих мгновений сменяется на протяжении жизни индивида. Каждому
выпадает счастье и неудача. Одно можно утверждать с уверенностью: если объем
богатства превышает потребности человека, бессмысленно говорить о богатстве как
источнике счастья. По мнению Сократа, многие люди, не имеющие денег, богатых
одеяий, дворцов, живут в тысячу раз счастливее тех, кто явялется владельцем
бесчисленных сокровищ.
Несомненно, жадный человек - это низкий раб, преклоняющийся перед миром
богатств и денег. Жадный человек воображает, что его богатство, которого хватит
на несколько покалений его потомков, это его единственное утешение на старости
лет. Однако, когда смерть незаметно подкрадывается к нему и уже стоит на пороге
его жилища, он вдруг начинает понимать, что всю жизнь заблуждался.
|