Завидовать материальному благосостоянию -свойство человеческой натуры,
инстиктивное чувство, заложенное в человеке с момента его рождения. Это тот
самый побудительный мотив, который позволяет ему постоянно бороться и защищать
себя. Этот инстинкт позволяет человеку избегать грозящих ему опасностей, зато
привлекает немалыми выгодами. Таким образом, человек как бы выступает заложником
психологического состояния, охватывающего его на пути продвижения к успеху.
Данный феномен играет огромную роль в повышении уровня человеческой цивилизации.
Человеческого счастья можно достигнуть, если люди, борющиеся за него,
предохраняются от непомерного тщеславия и пренебрежения: в то же время он должен
избегать ситуации, превращающей его в раба своих потребностей. Следовательно,
чтобы добиться тех требований, которые диктуются инстинктом, наряду с достойными
хвалы чертами личности и возвышенными нравственными качествами, необходимо в
каждой области жизни руководствоваться разумом и твердым расчетом, ибо именно
разумом должен руководствоваться человек. Разум - это тот фактор, который
предохраняет личность от проявления излишеств с одной стороны, и скудности
побуждений, с другой он позволяет взглянуть в совершенствовании человека,
предохраняет нас от сбивания с пути истинного, позволяет критически взглянуть на
реальность.
Если инстинкт любви к самому себе выходит за пределы умеренности и делает нас
экстравагантными, он противоположным образом воздействует на разум человека,
мешая ему трезво взглянуть на реалии. Тот, кто стал жертвой подобной
психологической агрессии, со временем неизбежно тонет в болоте заблуждений и
разлада. Вместе с тем данный инстинкт можно распознать лишь в том случае, если
он проявляется в экстравагантных поступках человека. Следовательно, главной
целью критики любви к самому себе является выявление недостатков и
несообразностей, возбуждаемых инстинктом и отвергаемых разумом.
Успех, равным образом и неудачи в жизни индивидуума, соотносятся с его
духовным и моральным состоянием. Моральный крах, проявляющийся на различных
этапах человеческой жизни, часто проистекает из проблем, связанных с непомерно
возросшими и неоправданными потребностями.
Человеку с рождения даны многочисленные таланты, он стремится следовать
влечению своих наклонностей. Однако, нет ничего сложнее для человека, чем
подчинение своих инстинктов или потребностей требованию разума, в том числе
любви к самому себе, тщеславия и высокомерия.
Таким образом, мы должны приложить дополнительные усилия для обуздания
инстинкта, ибо мы окажемся не в состоянии совершенствовать свой разум и манеры.
Без самоконтроля мы не в состоянии вести достойный образ жизни.
|