Все мы знаем, что одним из важнейших факторов, обусловивших успех ислама,
было совершенное поведение Пророка (да будет над ним и его потомками мир и
благословение Аллаха). Этот факт приводится в Священном Коране, в котором Аллах
Всемогущий говорит:
"А если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя".
Коран 3:158.
Пророк Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха)
обращался со всеми людьми одинаково. Его глубокая и неописуемая любовь к
человечеству прекрасно проявилась в его ангельской жизни. Он одинаково относился
к нуждам всех мусульман.
"И Посланник Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение
Аллаха) распределял свое время между сподвижниками; он был внимателен к этому и
к тому одинаково".
Рауда ал-кафи, с. 268.
Он также осуждал грубость; он неоднократно говорил:
"Грубость есть зло, и худшие из вас те, кто грубы".
Нахдж ал-фасаха, с. 371.
и
"О сыны Абд ал-Мутталиба, несомненно вы (не в состоянии) удовлетворить людей
своими деньгами, поэтому встречайте их с жизнерадостными лицами и радостным
отношением".
Васа 'ил аш-ши 'а, т. 2, с. 222.
Анас ибн Малик, слуга Пророка, обыкновенно говорил,
вспоминая его (Пророка) прекрасные черты:
"Я служил Пророку (да будет над ним и его потомками мир и благословение
Аллаха) десять лет; за это время он никогда не говорил ***не "горе" (как. бы
жалуясь), вне зависимости от того, что я сделал или чего не сделал".
Фада'ил ал-хамса, т. 1, с. 119.
Более того, хорошее поведение и доброжелательность являются факторами,
продлевающими жизнь. Имам Садик (да будет над ним мир) говорил в этой связи:
"Доброта и воспитанность делают землю цветущей и продляют жизни".
Васа'ил аш-ши'а, т. 2, с. 221.
Д-р Сандерсон по этому поводу пишет:
"Доброта является важным фактором в лечении и предупреждении болезней.
Лечение медикаментозными средствами наряду с кратковременным врачебным эффектом
имеет и нежелательные побочные эффекты, в то время как доброта оказывает
постоянное врачующее воздействие на все части тела. .., затрагивает все силы
организма. Кровообращение у хорошо воспитанных людей прекрасно, а их дыхание
превосходно... ".
Пирози фикр.
Есть одно прекрасное место в высказываниях имама Садика. Он (да будет над ним
мир) говорил, что существует прямая связь между добротой и воспитанностью и
утверждал, что они являются одним из факторов, продлевающих жизнь. Причина этого
состоит в том, что добрые люди испытывают чувство счастья и удовлетворения и,
таким образом, доброта и воспитанность имеют один и тот же желаемый эффект. Имам
Садик (да будет над ним мир) также рассматривал эти черты характера как элементы
для достижения счастья, говоря:
"Часть счастья человека состоит в его воспитанности ".
Мустадрак ал-васа 'ил, т. 2, с. 83.
Самуэль Смайло по тому же вопросу добавляет:
"Воспитанность и эмоциональная уравновешенность оказывают воздействие на
развитие и счастье человека подобно другим чертам и инстинктам. Как ни
прозаично, но счастье в большой степени связано с их добросердечием и хорошим
воспитанием".
Ахлак.
Вдобавок хорошие манеры делают жизнь легче, содержательнее и гармоничнее.
Имам Али (да будет над ним мир) говорил:
"Воспитанность обрамляет богатую сущность и делает друзей (более) близкими".
Гурар ал-хикам, с. 279.
С.Марден писал в своей книге:
"Я знаю владельца ресторана, который стал очень состоятельным и популярным
благодаря своим хорошим манерам. Я узнал, что путешественники и туристы
проезжают большие расстояния, чтобы добраться до его ресторана, и делал и это
они потому, что в этом ресторане они любили приятную и приватную атмосферу.
Когда посетители появлялись в ресторане, хозяин приветствовал их столь
доброжелательно, как это не делалось нигде. Действительно, в этом ресторане они
не испытывали холодности, досады или неприятных ощущений, с которыми вы
сталкиваетесь в других ресторанах. В этом ресторане служащие стараются
продемонстрировать расположение к клиентам и завязать с ними дружеские
отношения. Служащие много улыбаются и особое внимание уделяют обслуживанию
клиентов, и эта внимательность проистекает из любви и расположения к гостям.
Гости же чувствовали, что они не только должны прийти сюда вновь, но и привести
своих друзей. Ясно, насколько эффективен этот метод для привлечения новых гостей
".
Он добавляет:
"Хорошие манеры никогда в истории не играли столь важной роли, как в нынешнее
время. Они превратились в капитал для тех, кто желает привнести в свою жизнь
счастье и успех".
Хистан Сади.
Имам Садик (да будет над ним мир) включал воспитанность и жизнерадостность в
число признаков способности человека к рассуждению. Он говорил:
"Самые рассудительные среди людей - те, кто имеет лучшее поведение".
Васа 'ил аш-ши'а, т. 2, с. 201.
Самуэль Смайлс говорит:
"История показывает нам, что величайшие гении были счастливыми и
оптимистичными людьми, ибо они сознавали действительное значение жизни и
старались проявить свой разум в своей плоти. Когда кто-нибудь размышляет об их
достижениях, он легко замечает здравость души и мышления этих людей, их доброту
и энтузиазм. Обладатели великой души и наиболее интеллигентные люди все
отличаются счастьем и жизнерадостными лицами. Их поведение было примером для
тех, кто был с ними связан и следовал свету их доброты и естественного счастья
".
Ахлак.
Благородный Посланник (да будет над ним и его потомками мир и благословение
Аллаха) говорил:
"Самые важные черты, которые приведут мой народ в рай, это страх перед
Аллахом и хорошая обходительность".
Васа'ил аш-ши'а, т. 2, с. 22.
Следовательно, тому, кто руководствуется разумом и кто стремится вести
благородную жизнь, необходимо освоить этот бесценный духовный капитал - хорошее
поведение. Для того, чтобы искоренить нежелательные черты, человек должен иметь
искреннее желание достичь этой цели. Взгляд на вред, который оставляет дурное
поведение, побуждает его вести борьбу за его искоренение
|