Священный Коран ясно называет пессимизм и зломыслие среди грехов и недобрых
дел и предостерегает мусульман от плохих мыслей друг о друге:
"Исламская религия запрещает подозрение, если отсутствует полная очевидность.
Посланник Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха)
говорил:
"Мусульманин неприкосновенен для другого мусульманина его кровь и его
имущество, и (запрещается) одному думать плохо о другом".
Тирмизи, гл. 18; Ибн Маджа, гл. 2;
Муслим, гл. 32; Ахмад, т. 2, с. 227
и т. 3, с. 491.
Поэтому как запрещено отдавать собственность одного лица другому без
достаточных на то оснований, так нельзя и подозревать людей и обвинять их в
недобрых делах, пока не доказана с полной очевидностью их вина. Эмир правоверных
(да будет над ним мир) говорил:
"Неправильно судить заслуживающего доверия человека только по измышлению".
Нахдж ал-балага, с. 174.
Затем он разъяснял тяжелые последствия и ущерб, наносимый недоверием, говоря:
"Будьте осторожны с недоверием, ибо оно губит поклонение (Аллаху) и
увеличивает грехи".
Гурар ал-хикам, с. 154.
Подозрение ребенка он даже характеризовал как угнетение:
"Подозревание ребенка (делающего хорошее) - худший грех и злейший вид
угнетения".
Гурар ал-хикам, с. 434.
Он также говорил, что недоверие тем, кого вы любите, вызывает ухудшение
отношений и в конце концов их разрыв. Имам Али (да будет над ним мир) говорил:
"Тот, кто исполнен подозрительностью, не оставляет мира между собой и любимым
человеком".
Гурар ал-хикам, с. 698.
Подозрительность оказывает вредное влияние на дух и поведение как
подозревающих, так и других людей. Иногда недоверие уводит подозреваемых людей с
прямого пути и ведет к их падению. Имам Али (да будет над ним мир) говорил:
"Подозрение портит дела и вызывает злонамеренность ".
Гурар ал-хикам, с. 443.
Д-р Мардин пишет:
"Некоторые хозяева подозревают своих работников в воровстве, что, в свою
очередь, подталкивает подозреваемых к тому, в чем они подозреваются. Хотя
недоверие может не проявляться в словах и поступках, оно влияет на дух
подозреваемого и ведет его к совершению того, в чем его подозревают".
Пирози фикр.
Имам Али (да будет над ним мир) также говорил относительно подозрения:
"Избегай подозрения, когда оно не к месту, ибо это вызывает у здорового
болезнь, а у простодушного сомнение ".
Гурар ал-хикам, с. 152.
Он также утверждал, что те, кто страдают подозрительностью, лишены здорового
духа и тела:
"Подозрительный человек никогда не может считаться здоровым".
Гурар ал-хикам, с. 835.
Д-р Карл писал по этому поводу:
"Некоторые привычки, такие как кляузность и подозрительность к людям,
понижают жизнестойкость индивида. Эти отрицательные черты поведения вредно
влияют на эмоциональный строй личности и железы организма. Они также могут
нанести настоящий вред телу".
Рах ва разм зиндаджи.
Д-р Мардин добавляет:
"Подозрительность подрывает здоровье и снижает поведенческие способности.
Уравновешенные души никогда не ожидают зла, скорее они все время ожидают добро,
так как знают, что добро вечно, а зло - всего лишь следствие ослабления сил
добра, подобно тому, как темнота есть результат недостатка света. Следовательно,
ищите дорогу к свету, ибо он изгоняет тьму из сердец ".
Пирози фикр.
Подозрительные индивидуумы боятся людей, как о том говорил имам Али (да будет
над ним мир):
"Тот, кто подозрителен, боится каждого".
Гурар ал-хикам, с. 712.
Д-р Фармер говорит:
"Те, кто опасается высказать свои мысли, взгляды в общественном месте, где
каждый открыто выражает свое мнение, и кто ищет убежища на боковых улицах и в
отдаленных аллеях, чтобы избежать встречи с близкими на проспектах и в парках,
те ведомы страхом, подозрительностью и пессимизмом".
Раз хушбахти.
Один из факторов, провоцирующих подозрительность,- плохие воспоминания,
таящиеся в глубинах души человека. Имам Али (да будет над ним мир) говорил:
"В душах есть недобрые намерения, и души не терпят их".
Гурар ал-хикам, с. 29.
Д-р Халем Шахтер говорит:
"Те, кому не достает уверенности в себе, чрезмерно чувствительны, поэтому они
страдают от малейших ударов. Воспоминания об этих ударах бессознательно остаются
в их головах и оказывают влияние на их поступки, слова и мысли. Вскоре они
становятся жертвой депрессии и подозрительности и не сознают причины своих
страданий. Болезненные воспоминания таятся за нашими чувствами и не так легко
проявляют себя. Другими словами, для человека естественно избегать болезненных
воспоминаний и изгонять их из своей головы. Этот скрытый враг никогда не
перестает причинять зло и вред нашим душам, самочувствию и поведению. Иногда мы
даже слышим или наблюдаем слова и поступки, свои или чужие, для которых не можем
найти разумного объяснения. Однако если мы тщательно осмыслим их, обнаружится,
что они вызваны недобрыми воспоминаниями".
Рушде шахсиййат.
Люди с низменной натурой выбирают себя в судьи чужим поступкам, поэтому на
других они переносят свои недобрые помыслы. Имам Али (да будет над ним мир)
говорил:
"Делающие зло никогда ни о ком не думают хорошо, потому что они видят в
других свою собственную натуру",
Гурар ал-хикам, с. 80.
Д-р Мардин полагает:
"Некоторые люди обвиняют других, выражая недовольство их поступками, в то
время как сами они совершают то же самое; делают это они для того, чтобы
оправдать собственные недостатки и в целях своего рода самозащиты. Это поведение
характеризуется как метод устранения тревоги; сравнение себя с другими есть
акция обиды. Когда это состояние усиливается и самозащита человека нарастает, он
достигает категории "душевнобольного". Эта самозащита может быть вызвана
совершением чего-либо социально неприемлемого, что, в свою очередь, создает
желание связать это с другими".
Усуле раваншинаси.
Когда Посланник Аллаха прибыл в Медину после переезда из Мекки, к нему
подошел какой-то человек и сказал: " О Посланник Аллаха, жители этого города -
добродетельные люди, они добры; ты правильно сделал, приехав сюда". Посланник
(да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха) сказал этому
человеку:
"Ты говоришь правду". Тогда другой человек подошел к Пророку и сказал:
"Посланник Аллаха, люди этого города злы, было бы лучше, если бы ты не переезжал
к ним!". Посланник Аллаха тогда сказал: "Ты говоришь правду". Когда люди
услышали ответ Пророка обоим этим людям, они обратились к нему с вопросом.
Пророк ответил им:
"Каждый из них говорил то, что у него на уме, поэтому оба они правдивы".
Пророк (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха), имел в
виду, что каждый из этих людей говорил правду о себе.
Под недозволительной подозрительностью ясно понимается неправедное мышление,
склонность души к зломыслию и упорствование в этом. Еще более запретно, нежели
этот вид подозрительности, основанное на нем действие, ибо мысли и намерения,
проходящие в голове без реального воздействия на поведение индивида, не могут
рассматриваться как предмет правового регулирования. Эти мысли возникают
непроизвольно, непроизвольно они и проходят, но право индивида -проявлять их в
своем поведении или нет.
Несчастья пессимистов проистекают из этого болезненного сосотояния. Поэтому
те, кто способен определить причину, вызывающую их чрезмерную подозрительность,
должны тщательно обдумать свои проблемы и уберечь себя от этого несчастья.
|