Преимуществ у правдивости столь же много, сколь и вреда от лжи. Правдивость
является одной из самых прекрасных черт, а лживость - одной из наиболее
отвратительных. Язык передает наружу внутренние чувства, поэтому если ложь
вытекает из недоброжелательства или враждебности - это один из опасных признаков
гнева, а если она вытекает из скаредности или является следствием привычки, то
это результат бушующих страстей человека.
Если язык человека стал отравленным ложью и на нем появилась ее грязь, ее
воздействие подобно воздействию осеннего ветра на листья деревьев. Ложь гасит
свет существования человека и разжигает в нем огонь вероломства. Она также
обладает исключительным влиянием на разрушение уз единства и гармонии между
людьми и распространяет лицемерие. В сущности, огромная часть заблуждений
проистекает из лживых утверждений и пустых слов. Для людей со злыми помыслами
ложь является открытой дверью для достижения эгоистических целей путем сокрытия
фактов за завесой чарующих слов и завлечения простодушных людей ядовитыми
измышлениями.
Лжецы не оставляют себе времени на размышление и обдумывание. Они редко
думают о возможных последствиях, полагая, что "никто и никогда не откроет их
тайны". В их словах мы обнаруживаем много ошибок и противоречий, и всегда их
ждет неудача, позор и бесчестие. Поэтому правильно будет сказать, что "лжецы
имеют плохую репутацию".
Одним из факторов, определяющих распространение этой позорной черты,
отравляющей общественные нравы, является утверждение:
"Конструктивная ложь лучше горькой правды".
Данное утверждение стало прикрытием для этой пагубной черты, и многие люди
прибегают к нему для оправдания своей возмутительной лжи. Эти люди пренебрегают
тем, что гласят разум и право по этому поводу. Ислам и здравый смысл
предписывают, что если жизнь, достоинство или неотъемлемая собственность
мусульманина в опасности, то его обязанность защищать их всеми возможными
средствами, включая ложь. Это оправданный принцип, гласящий, что "нужда
узаконивает запрещенное". Вынужденная ложь, однако, имеет ограничительные рамки,
она должна прекращаться у границы необходимости. Если человек расширяет круг
указанной "конструктивности", чтобы включить в него свои личные желания и
вожделения, это будет не более чем ложь без всякого оправдания так называемой
необходимостью. Один из великих ученых говорил в этой связи:
"Всему есть причина. Мы можем придумать объяснения и оправдания любым
поступкам. Даже у профессиональных преступников есть какие-то предлоги для
оправдания их преступлений. Поэтому у любой когда-либо высказанной лжи есть
какая-то надобность и какие-то преимущества. Другими словами, каждая высказанная
ложь служит какой-то цели, а лжец - хороший человек: если лжец не приобретает
ничего от своей лжи, нет причины для сокрытия истины. Это вытекает из того
факта, что в человеческой природе - считать все, могущее быть полезным для него,
хорошим. Если человек подозревает, что его личные интересы могут быть поставлены
под угрозу правдой, или ему мнится, что во лжи есть что-то хорошее, он без
колебания лжет, так как видит зло в правде, а добро - во лжи".
Мы не должны закрывать глаза на то, что ложь есть великое зло, и если
какой-то ущерб и устраняется ложью (когда это допускается), то только с точки
зрения замены большего зла меньшим.
Свобода слова важнее, чем свобода мысли, ибо если кто-то совершает ошибку,
пользуясь свободой мысли, только он и страдает. С другой стороны, когда
пользуются свободой слова, на карту ставится общественное благо. Преимущества и
недостатки свободы слова влияют на все общество.
Газали говорил:
"Язык - благодатный дар. Это - нежное Создание, которое, несмотря на свои
малые размеры. Выполняет чрезвычайно важную работу, когда дело доходит до
покорности и непокорности. И неверие, и вера выражаются языком, они же есть
окончательное поклонение или непокорность".
Далее он прибавлял:
"Только те, кто может посвятить свои языки религии, способны избежать зла.
Эти люди никогда не отпускают свои языки на свободу, если только это не полезно
для их жизни, веры и места вечного отдохновения".
Абу Хамид ал-Газали. Кимийайе Са'адат.
Важно избегать лжи и противоречия истине перед детьми, так чтобы эта злая
черта не вошла в их сердце. Дети учатся, как поступать и говорить, в своих
семьях и у тех, кто их окружает. Поэтому, если ложь и/или противоречие правде
проникает в семейную атмосферу, дети будут подвержены их влиянию и, в свою
очередь, заражены той же болезнью.
Моррис Т.Йаш сказал:
"Привычка мысли, речи и стремления искать факты свойственна только тем, кто
окружен ею с детства ". |