Несмотря на то, что злословие является проявлением греховных поступков
человека, оно непосредственно связано с его духовностью. Злословие - это признак
опасного психологического расстройства, скрытые сферы действия которого мы
должны исследовать.
Специалисты по поведению отмечают ряд причин рапространения злословия.
Наиболее важными среди них являются зависть, гнев, тщеславие, самодовольство и
подозрительность. Несомненно, любой поступок индивида обусловлен определенными
посылками, формируемыми его сознанием, и как результат проявления этих посылок -
словно бы тлеющих углей под холодным пеплом язык, передатчик чувств человека,
произносит клевету.
Когда определенное свойство глубоко укореняется в сознании человека, оно
ослепляет ему глаза и управляет его мышлением. Одна из причин столь широкого
распространения злословия в том, что клеветники безразличны к его опасным
последствиям. Мы видим людей, которые воздерживаются от большинства других
грехов, но ничуть не задумываясь совершают это отвратительное преступление.
Повторение клеветы, никак не заботясь о его последствиях, лишает человека
контроля за своей способностью удерживаться от следования своим страстям
независимо от того, знает он или нет об их опасной природе. Эти люди не пытаются
достичь цельности и совершенства. Такие индивидуумы отгораживаются от
действительности, отказываясь принять на себя и толику страдания на пути
обретения счастья. На этом пути они становятся жертвой собственных низменных
страстей.
Те, кто не блюдут своего или чужого достоинства, не придерживаются законов
морали, и личность, превращающая свою жизнь в арену противоборства собственных
страстей и попирающая права других, заслуживает страдания.
Низкие нравы проистекают из слабой веры, а сами нравы есть продукт убеждения
(веры). Если у личности нет веры, у нее нет и никакой мотивации к хорошему
поведению или соблюдению нравственной чистоты. У каждого есть свое мнение
относительно способов избавления людей от отклонений и нравственного разложения.
По моему мнению, самый эффективный путь к укреплению добрых качеств в людях
лежит через пробуждение в них гуманных инстинктов и зова к добру, поощрение их к
использованию богатств разума на пути обретения счастья. Обращая внимание людей
на последствия дурного поведения и укрепляя их волю, мы можем победить все злые
черты и сменить темные стороны личности на благородные качества.
Д-р Яго пишет:
"Когда мы собираемся бороться с нежелательной привычкой, прежде всего мы
должны признать ее дурные последствия. Затем мы должны признать существование у
нас такой привычки и, наконец, обдумать причины, сделавшие нас ее жертвами.
Сделав это, мы можем победить то, что провоцирует у нас эту привычку, с помощью
чувства радости от ее преодоления".
Защищая и оберегая зерна чистоты, существующие в человеческой душе, мы можем
распознать причины заблуждения и смуты и удалить их из нашего сознания и души,
возведя прочный барьер перед нашими нескончаемыми желаниями и страстями.
Поступки демонстрируют нам сущность людей, а потому являются выражением их
чести и естества. По этой причине, если человек жаждет счастья, он должен
отбирать свои праведные поступки, чтобы превратить их в ценные семена счастья.
Люди также должны помнить, что Аллах ведает обо всех их поступках не важно,
сколь ничтожными они могут показаться.
Согласно одному философу:
"Не говорите, что мироздание не имеет ни причины, ни смысла, ибо, говоря так,
вы обвиняете себя в отсутствии причины и/или смысла. Таким образом, если
мироздание не имеет причины или смысла, то и вы также будете бессмысленны и
беспричинны".
Таким же образом, как общество нуждается в материальных предметах, чтобы быть
способным продолжать жить, оно нуждается и в определенной гармонии, призванной
обеспечивать сохранение духовных уз между различными его членами. Общество,
сознательно несущее тяжелый груз социальных обязанностей, сильно выиграет в
обретении единства.
Чтобы вывести свои души из мрака на свет, мы должны укреплять в себе
благородные мысли, чтобы уметь противостоять разрушительным идеям и наущениям.
Направляя свои языки против клеветы, мы делаем первый шаг к счастью. Чтобы
противодействовать широкому распространению разложения, нам необходимо
осуществить революцию в психологии людей. Мы можем сделать это, соблюдая права
других, что, в свою очередь, даст толчок росту корней гуманности и духовности и
тем самым явится еще одним шагом к защите благородных качеств, от которых
зависит спасение каждого общества. |