Одной из превосходных нравственных характеристик, которую можно рассматривать
как символ любви и лучший путь к ее достижению, является скромность. Исполняя
свой долг перед обществом - следуя нормам доброго поведения, скромные люди
повышают свой социальный престиж и отдают сердцам других часть своей любви.
Однако следует понимать большое различие между скромностью и самоунижением,
ибо скромность является проявлением благородства сильной и уверенной в себе
натуры, в то время как самоунижение есть следствие неуверенности и моральной
слабости.
Лукман (да будет над ним мир), как говорится в Коране, предостерегал своего
сына от самонадеянности:
"И не отвращай своего лика от людей с презрением, и не ходи по земле
чрезмерно торжествующим; истинно, Аллах не любит самонадеянного гордеца ".
Коран 18:18.
Имам Али (да будет над ним мир) сказал:
"Если бы Аллах дозволил самодовольство кому-нибудь из поклоняющихся Ему, Он
дозволил бы это Своим ближайшим Пророкам и Аулийа;
но Он, хвала Ему, сделал так, чтобы самодовольство было отвратительно им и
чтобы они приняли для себя скромность. Поэтому они отбросили свою
самонадеянность, посыпали лица пылью (в отчаянии) и были скромными с верующими".
Посланник Аллаха (да будет над ним и его потомством мир и благословение
Аллаха) говорил:
"Избегай тщеславия, ибо верующий настаивает на нем, пока Аллах, хвала Ему, не
скажет:
"Запиши поклоняющегося Мне среди самодовольных".
Нахдж ал-фасаха, с. 12.
Имам Садик (да будет над ним мир) указал в своем кратком высказывании на
духовную основу тщеславия, сказав:
"Нет человека, который сбился с пути иначе, как по причине низости,
обнаруживающейся в нем самом".
ал-Кафи, т.З, с. 461.
Согласно д-ру М. Бриду,
"Самодовольство одного индивидуума или нации перед другими равнозначно
оскорблению этого индивидуума или нации. Большинство споров и разногласий,
имеющих место сегодня, проистекают из чувства униженности. Следовательно,
напускание на себя самодовольства есть не что иное, как попытка заполнить
пустоту, которую человек ощущает в своей жизни. Нет человека, нации, класса,
расы и т.д., находящихся в здравом сознании, которые ощущали бы
противоположность между собой и другими".
Укдае хикарат
Тщеславные и самонадеянные люди всегда смотрят на свои слова и поступки с
одобрением и восторгом. Более того, они считают свои недостатки добродетелями.
Имам Муса ибн Джа'фар (да будет над ним мир) объясняет это:
"Тщеславие бывает нескольких степеней, среди которых приукрашивание человеком
своих дурных поступков, так что он видит их хорошими и верит, что поступает
хорошо ".
Васа'ил аш-ши'а, т. 1, с. 74.
Также согласно одному психологу,
"Тщеславные люди считают свои недостатки добродетелями, а изъяны -
достоинствами. Например, они рассматривают свой внезапный гнев на других людей
как доказательство силы характера, свою слабость - как проявление высокой и
тонкой духовности, свою избыточную полноту - как признак здоровья. Действительно
здоровый ум бывает лишь в здоровом теле, а доверие к слабым ошибочно, ибо они
легко раздражаются и непредсказуемы ".
Раванкави.
Теперь давайте рассмотрим некоторые высказывания Эмира верующих (да будет над
ним мир) по этому поводу:
"Избегайте тщеславия, или число тех, кто негодует на вас, возрастет".
Гурар ал-хикам, с. 147.
"Тщеславие опустошает разум".
Гурар ал-хикам, с. 28.
Согласно психологам, тщеславные люди страдают умственной слабостью.
Имам Али (да будет над ним мир) также сказал:
"У того, чей ум ослаблен, растет гордость".
Гурар ал-хикам, с. 651.
"Скромность - это верх рассудительности, а тщеславие предел невежества ".
Гурар ал-хикам, с. 102.
Он также сказал:
"Тщеславие -это сгущенная болезнь".
Гурар ал-хикам, с. 678.
и:
"Тому, кто восхищается своим положением, не хватает критики своих
способностей".
Гурар ал-хикам, с. 678.
Д-р X. Шахтер сказал:
"Один из способов привлечь внимание людей к нам, когда мы чувствуем себя
разочарованными или неудачниками, это восхвалять или восхищаться собой, выдавать
желаемое за действительное, хвастать прошлыми успехами или держаться напыщенно с
другими. Тщеславные люди обманывают себя, принимая за правду придуманные ими
фантазии и тем самым лишая себя любой возможности измениться".
Рушде шахсиййат.
Такие люди не способны признать, что в них есть недостатки, а совершенство и
успех принадлежат другим.
Имам Али (да будет над ним мир) сказал:
"Недостатки того, кто доволен собой, сокрыты от него, а если он признал бы
превосходство других, довольно было бы с него неудач и провалов ".
Гурар ал-хикам, с. 95.
Ислам, зовущий к высокой, гуманной цивилизации и к тому, что позволяет
человеку вести благородную жизнь, объявляет незаконными все порочные качества.
Ислам признает только чистоту и благочестие.
Имам Али (да будет над ним мир) сказал:
"Ищите прибежища в Аллахе от опьянения богатством, ибо оно имеет ничтожную
важность ".
Гурар ал-хикам, с. 138.
Однажды богатый человек пришел навестить Посланника Аллаха (да будет над ним
и его потомством мир и благословение Аллаха). Когда богатый человек находился
там, вошел бедняк и сел рядом с ним; при этом богач подобрал свою одежду и
отодвинулся. Пророк (да будет над ним и его потомством мир и благословение
Аллаха) заметил это и сказал:
"Что, ты боишься, что его бедность распространится на тебя?".
И в заключение. Если тщеславные люди стремятся к счастью, они должны избавить
себя от этой болезни, освободиться от такой черты, разрушающей их характер; в
противном случае они столкнутся с неизбежными разочарованиями и потерями,
которых можно избежать. |