Введение:
народы прошлого
"Неужто не
пришла к вам Весть о тех,
которые до них (грешили)?
О людях Нуха, Ада и Самуда,
О людях Ибрахима, о медианитах,
О людях ниспроверженных селений?
К ним с ясными знаменьями от Нас
Посланники их приходили.
И причинил им зло не Бог -
Зло своим душам причинили они сами"
(Сура "Покаяние": 70).
Священный
призыв, ниспосланный Аллахом через
пророков, доводится до сведения
людей со дня сотворения человечества.
Одни из них вняли этому призыву,
другие же отвергли его. Случалось и
так, что из целого общества неверных
выделялась лишь незначительная
горстка людей, последовавших за
посланником.
Однако
подавляющее большинство народов, к
которым был направлен священный
призыв, не приняли его. Более того,
они не ограничились лишь ослушанием
перед Всевышним Аллахом, но жестоко
унижали и издевались над пророками,
ниспосланными к ним, и уверовавшими в
них последователями. Всякий раз
посланники обвинялись во "лжи,
ереси и колдовстве, сумасшествии,
корысти и взбалмошности". Вдобавок
ко всему знать из народа зачастую
посягала и на жизнь пророков, тогда
как каждый из пророков был направлен
к своему народу лишь для увещевания и
призыва к повиновению Аллаху, они не
требовали ни денег, ни чинов, ни иных
мирских благ, не были они и
принудителями для своих народов. Вся
их деятельность состояла лишь в
призыве к обществу, к которому они
были посланы, вернуться к истинной
вере и к иному, отличному от старого,
образу жизни.
Ярким
примером исторических событий
прошлого являются события,
произошедшие между пророком Шуайбом
и народом царства Мидйана, к которым
он был послан. Реакция мидйанитов на
приход пророка Шуайба, призывавшего
их к отказу от вершимых ими
несправедливостей и к уверованию в
Аллаха, действительно привлекает к
себе особое внимание:
"К мидианитам Мы
Шуайба, брата их, (послали),
И он сказал: "О мой народ, Аллаху
поклоняйтесь!
Кроме Него, у вас иного Бога нет.
Не убавляйте вес и меру.
Я вижу, что во благе вы.
Страшусь за вас я кары Дня,
объемлющего все.
О мой народ!
Блюдите верно вес и меру,
Имуществу людей урона не чините,
И не творите злодеяний на земле,
Сея на ней нечестие и смуту.
И то, что оставляет вам Аллах, есть
лучшее для вас,
Коль вы уверили (в Него)".
Они сказали: "О Шуайб! Ужель
молитва (твоей веры)
Велит оставить нам (богов), которым
поклонялись наши предки?
Иль (запрещает) нам имуществом своим
Распоряжаться по своим желаньям?
Поистине (в желаниях) ты сдержан -
водитель правого пути".
Он (им) сказал: "О мой народ!
Подумайте о том,
Что если я имею ясное свидетельство
Владыки,
И мне Он от Себя достаточный удел
доставил,
Мне ль не желать удерживать вас от
того,
Что он вам запрещает?
Я лишь желаю исправлений к лучшему
для вас,
Сколь это будет в моих силах.
И (в этом) помощь мне - лишь от Аллаха:
лишь на Него я уповаю
и лик свой обращаю лишь к нему!
О мой народ! Пусть разногласия со
мной не навлекут на вас греха,
За что постигнет вас подобное тому,
Что испытали люди Нуха, Салиха иль
Худа,
Недалеко от вас и люди Лута.
Просите же прощения у вашего Владыки,
Потом к нему (в раскаянии)
обращайтесь!
Поистине Господь мой милосерд,
Любви (к творениям Своим) исполнен".
Они сказали: "О Шуайб!
Нам много из того, что говоришь ты,
непонятно,
И видим мы, что ты меж нами слаб.
И если б не был род твой знатен,
Мы забросали бы тебя камнями -
Ведь ты для нас совсем не дорог".
Он (им) сказал: "О мой народ! Ужель
мой род дороже вам Аллаха,
Что вы (небрежно) за спиной оставили
Его?
Но истинно Господь мой (веденьем
Своим)
Объемлет все, что вы творите.
О мой народ! Творите все, что в ваших
силах,
А я свое (намерен) делать.
И скоро вы узнаете, кто тот,
Кого постигнет наказание позором и
кто окажется лжецом.
Вы ждите - с вами подожду и я".
Когда же Наше повеленье проявилось,
спасли Шуайба Мы,
И тех, кто с ним уверит, по милости от
Нас.
А тех, что были нечестивы, зловещий
вопль поразил,
И уж наутро в собственных домах
Они поверженными ниц лежали,
Как будто б никогда не жили там.
Гляди, как сгинули мидианиты (Господним
гневом сражены),
Как далеко (от милости Его) и самудиты
были"
(Сура "Худ": 84-95).
Так был
наказан Аллахом и уничтожен народ
Мидйана, задумавший убить, "побив
камнями", пророка Шуайба,
призывавшего их к добру и
справедливости. Мидйаниты - не
единственный пример, упомянутый в
Коране. Как становится очевидным из
разговоров между Шуайбом и его
народом, немало общин было
уничтожено гневом Всевышнего и до
жителей Мидйана и даже после.
Далее мы
приведем археологические сведения
об исчезнувших цивилизациях
прошлого. В Коране приведены
подробные рассказы об истории этих
народов, Всевышний призывает людей
задуматься над незавидной участью,
постигшей эти царства и извлечь из
этого для себя урок.
Примечательным
является то, что в большинстве
случаев погубленные народы
представляли собой цивилизации с
высочайшим уровнем развития. Эта
особенность погубленных народов
особо подчеркивается в Коране:
"А
сколько и до них Мы поколений
погубили, кто мощью их превосходил,
вот потом в своих мытарствах по земле
смогли ль они найти себе упокоенье?"
(Сура "Каф": 36).
В аяте
обращается внимание на обладание "мощью",
следовательно, упомянутые общества
располагали сильной военно-государственной
системой и, пользуясь грубой силой,
захватывали власть на территориях,
которые заселяли, возводили крупные
города со своеобразной архитектурой.
Не
напоминают ли Вам эти особенности
исчезнувших царств многие
современные общества, создавшие с
помощью технологии и науки
высокоразвитый мир, построивших
централизованные государства и
крупные города, однако позабывшие,
что все это стало возможным
благодаря лишь силе, дарованной
Аллахом, пренебрегших милостью
Господа и отвергающих Его. Но, как
сказано в аяте, высокоразвитая
цивилизация и мощь погубленных
народов не спасла их от гибели, ибо
все воздвигнутое ими основывалось на
отрицании заповедей Аллаха, сеянии
раздора и бесчинств на земле. Не ждет
ли нас такая же участь, до тех пор,
пока мы сеем вокруг несправедливость
и страдания.
Результаты
археологических исследований
фактически подтвердили подлинность
событий, указанных нам в Коране,
яснее и убедительнее показывают
поучительный характер повествования
Корана. Всевышний Аллах призывает
нас не забывать об участи народов
прошлого и жить на земле достойно
милости Его:
"И до
тебя Мы никого не посылали, помимо
тех из жителей общин, кому Мы
Откровение внушали. Неужто по земле
не ездили они, не видели того, каков
конец был тех, которые до них грешили?
Обитель будущего - краше для тех, кто
Господа страшится. Ужель им это не
понять? Когда посланники теряли все
надежды (в успехе миссии своей) и
думали, что их сочли лжецами, к ним
приходила Наша помощь, и были спасены
лишь те, кому (всеведеньем Своим) Мы
пожелали (жизнь оставить), ведь Нашу
мощь не отвратить от (наказанья) тех,
кто во грехе" (Сура "Йусуф":
109-111).
Рассказы о
событиях прошлого, приведенные в
Священном Коране -есть назидание для
обладающих разумом. Народы,
восставшие против Всевышнего Аллаха,
отвергнувшие Его заветы и
оскорблявшие Его пророков, служат
для нас примером, насколько ничтожна
вся мнимая мощь человек перед
Всевышним. Мы поведаем Вам
поучительные события прошлого в их
хронологическом порядке.
Размышляющие да задумаются над ними....
|