Жизнь
пророка Ибрахима (Авраама).
"Ведь не
был Ибрахим ни иудеем,
И ни поборником Христа,
А был он верным Господу, покорным Его
воле,
И в поклонение Ему других божеств не
измышлял.
И средь людей всех ближе к Ибрахиму,
Конечно, те, которые пошли за ним:
Как то: пророк и те, кто с ним уверил в
Бога,
И покровительствует им Господь!"
(Сура "Семейство Имрана": 67-68).
Священный
Коран многократно упоминает о жизни
и деяниях пророка Ибрахима (Авраама)
и предподносит Его в качестве
примера для людей. Он принес своему
народу, поклонявшемуся идолам,
послание Всевышнего Аллаха. Однако
люди не вняли зову пророка, а
ополчились против него. Под растущим
давлением своего народа Ибрахим (Авраам)
вместе со своей супругой, пророком
Лутом (Лотом) и немногими
уверовавшими был вынужден покинуть
родные края.
В Коране,
прежде всего, повествуется о
происхождении Ибрахима (Авраама). Был
он из рода пророка Нуха (Ноя):
"Да
будет Нуху мир во всех мирах!" Так
Мы вознаграждаем добротворцев. Ведь
был он из числа уверовавших слуг
Господних. Потом Мы потопили
остальных. Средь тех, кто следовал
его путем, был Ибрахим" (Сура "Стоящие
в ряд": 79-83).
В ту времена
народы, населявшие Месопотамию,
Среднюю и Восточную Анатолию,
поклонялись небу и звездам. Главным
божеством для них был Син - бог Луны.
Он изображался в образе
длиннобородого старца с полумесяцем
на одежде. Кроме того, люди
изготовляли образы этих богов,
мастерили фигурки и поклонялись им.
Эти верования были весьма широко
распространены и имели
последователей и на Ближнем Востоке,
благодаря чему просуществовали
длительное время.
Люди этого
района продолжали поклоняться этим
божкам вплоть до
600-х годов н.э.
В Месопотамии и Средней Анатолии
сохранились своеобразные строения,
известные как "зиккурат",
которые использовались как в
качестве храмов, так и в качестве
обсерваторий; здесь совершались
обряды поклонения многочисленным
богам, главным образом божеству Луны
- Сину…
Описание
этих суеверий, следы которых в
настоящее время можно обнаружить
лишь путем археологических
исследований, упоминается и в Коране.
Так, пророк Ибрахим (Авраам)
отказывается от поклонения этим
идолам и признает существование
только одного истинного Бога -
Всевышнего Аллаха. Вот как
повествует об этом поступке Ибрахима
(Авраама) Коран:
"И
вспомните, как Ибрахим сказал Азару,
своему отцу:
"Ужель
за божества ты идолов приемлешь? Я
вижу, что и ты и твой народ находитесь
все в явном заблужденье". И так Мы
показали Ибрахиму (свое) могущество
над небом и землей, чтоб (познавая)
обрести уверенность он мог. Когда
покрыла его ночь и он звезду увидел,
сказал он: "Это - мой Господь!"
Когда же закатилась поутру она,
сказал он: "Я не люблю (все то), что
возникает и уходит". И вновь, когда
он солнце восходящее увидел, сказал
он: "Это - мой Господь! И сей -
превыше (предыдущих)". Когда же
солнце село, он сказал: "О мой народ!
Поистине я не причастен вашему греху
прочить другие божества Аллаху. Я
обратил свой лик к Тому, кто небо
сотворил и землю и всей душой Ему
предался. Я - не из тех, кто прочит
соучастников Аллаху" (Сура "Скот":
74-79).
В Коране нет
точной информации о месте рождения и
жительства пророка Ибрахима (Авраама).
Однако очевидно то, что пророки
Ибрахим (Авраам) и Лут (Лот) жили в
одно время и географически близко
друг от друга, так как ангелы,
посланные к Луту (Лоту), прежде чем
посетить его, пришли к пророку
Ибрахиму (Аврааму) и принесли его
жене благую весть о будущем ребенке.
Другой
сюжет Корана, повествующий о пророке
Ибрахиме (Аврааме), которого нет в
Ветхом Завете - это строительство
Каабы. Как сообщается нам в Коране,
Ибрахим (Авраам) строил Каабу вместе
со своим сыном Исмаилом (Измаилом). В
наше же время известно лишь то, что с
незапамятных времен это место
признается святыней. Поэтому наличие
в Каабе идолов в период Джахилии (доисламский
период, предшествовавший приходу
последнего пророка и благословение)
позволяет нам сделать вывод о том,
что это стало следствием деградации
и дегенерации истинной религии,
принесенной пророком Ибрахимом (Авраамом).
О пророке Ибрахиме (Аврааме)
в Ветхом Завете.
Ветхий
Завет, пожалуй, является источников,
дающим самую детальную информацию о
пророке Ибрахиме (Аврааме).Нам
сообщается, что пророк Ибрахим (Авраам)
пришел в этот мир в 1900-х годах до н.э. в
городе Ур, расположенном на юго-востоке
Месопотамской равнины и являвшимся
одним из крупнейших центров
экономической и политической жизни
того времени. Во время рождения
пророка Ибрахима звали не Абрахам, а
Абрам. Впоследствии его имя будет
изменено Богом Иеговой.
Однажды Бог
Иегова пожелал, чтобы Абрам, покинув
родину и свой народ, отправился в
страну, названия которой не дается, и
положил там начало новому народу.
Абрам, которому тогда было 75 лет,
последовав этому призыву,
отправляется в дорогу вместе со
своей женой Сарой, позже она будет
упоминаться под именем Сарах, то есть
"принцесса", и племянником Лутом
(Лотом). По пути к избранному для них
месту они останавливаются ненадолго
в Харране, после чего продолжают свой
путь. Дойдя до земли Ханаанской,
обетованной Иеговой, им сообщают о
том, что эти места являются
избранными и отдаются им. Достигнув 99
лет, Абрам заключает договор с Богом
Иеговой, и его имя меняется на
Абрахам, то есть Ибрахим. Абрахам
умирает в возрасте 175 лет, его хоронят
в пещере Макпела, что вблизи города
Эль-Халил (Хеврон) на оккупированном
сегодня Израилем западном берегу
реки Иордан. Эта земля, купленная
пророком Ибрахимом (Авраамом)
является первым землевладением его
потомков в землях обетованных.
О месте рождения
пророка Ибрахима (Авраама) в Ветхом
Завете.
Место
рождения пророка Ибрахима (Авраама)
всегда было предметом споров. В то
время как христиане и иудеи
утверждают, что Ибрахим (Авраам)
родился в Южной Месопотамии, по
распространенному в исламском мире
мнению, местом рождения Ибрахима (Авраама)
являются окрестности гор. Урфы -
Харрана, расположенного в юго-восточной
Анатолии, вблизи границ современной
Сирии. Последние исторические
сведения показывают, что
христианские и иудейские
утверждения не отражают
действительность в полной мере.
Заключения
иудеев и христиан опираются на Тору,
в которой говорится о городе Ур в
Южной Месопотамии как о месте
рождения пророка Ибрахима
(Авраама). Он
родился и вырос в этом городе, после
чего отправляется в Египет, пройдя
через Харранскую область (в пределах
нынешней Турции). В конце долгого
путешествия Ибрахим (Авраам), наконец,
доходит до Египта.
Найденный
не так давно экземпляр Ветхого
Завета стал причиной серьезных
сомнений в достоверности этой
информации, так как в этом экземпляре,
составленном на греческом языке и
датируемом третьим столетием до н. э.,
считающемся на сегодняшний день
самым старым экземпляром Ветхого
Завета, не встречается даже название
города Ур. Сегодня большинство
исследователей Ветхого Завета
утверждают, что слово "Ур"
появилось из-за неверного написания
или же было добавлено позже. Судя по
этим сведениям, пророк Ибрахим (Авраам)
родился не в городе Ур, возможно, он и
вовсе не бывал в этих краях.
Нельзя
упускать из виду и то обстоятельство,
что названия некоторых
географических местностей и
занимаемых ими районов со временем
претерпели изменения. В настоящее
время, когда заходит речь о
Месопотамии, она ассоциируется с
южными территориями Ирака,
находящимися между реками Тигр и
Евфрат. Между тем как 2000 лет назад
территория, именовавшаяся
Месопотамией, включала в себя почти
весь Харран, простиравшийся вплоть
до земель современной Турции.
Поэтому, принимая во внимание
выражение Ветхого Завета "Месопотамская
равнина", нельзя допустить, что
современная Месопотамия и
Месопотамия эпохи 2000-х годов до н. э. -
одна и та же территория.
Несмотря на
наличие серьезных сомнений и
разногласий по поводу города Ур, как
места рождения пророка Ибрахима (Авраама),
все исследователи священный писаний
сходятся в одном: местом проживания
пророка Ибрахима (Авраама) был Харран
и его окрестности. К тому же краткое
изучение Ветхого Завета позволит
выявить некоторые выражения,
указывающие на место проживания
пророка Ибрахима (Авраама) именно в
районе (Харран) (Бытие11:31/28:10).
Точно так же
исламские источники склоняются к
мнению, что местом рождения Ибрахима
(Авраама) были Харран или Урфа. В
городе Урфа, нареченном "городом
пророков", можно услышать
множество историй и легенд,
связанных с пророком Ибрахимом (Авраамом)
и увидеть даже пещеру, в которой
пророк появился на свет.
Почему был изменен
Ветхий Завет?
Ветхий
Завет и Коран повествуют о двух
разных пророках Ибрахимах (Авраамах).
В Коране Ибрахим (Авраам) посылается
к обществу язычников как пророк. Его
народ поклоняется небу, звездам, Луне
и прочим идолам. Он же борется со
своим народом, пытается отвернуть их
от заблуждений, из-за чего
сталкивается с неприязнью народа,
включая и своего собственного отца.
В Ветхом
Завете нет и речи об этом. Нет
упоминаний и о костре, в который,
согласно повествованиям Корана,
народ бросает Ибрахима (Авраама), о
том, как Ибрахим разбивает идолов,
которым поклонялся его народ. Образ
Ибрахима (Авраама) в Ветхом Завете
более предстает в качестве предка
евреев. Совершенно очевидно, что
подобная интерпретация Ветхого
Завета преподнесена иудейскими
религиозными служителями,
стремившимися выдвинуть на первый
план расовую чистоту. Иудеи,
убежденные в богоизбранности и своей
превознесенности навеки, осознанно и
умышленно исказили ниспосланные к
ним Священные Книги. И в угоду своим
представлениям внесли в
Божественные Истины ряд добавлений и
сокращений. Именно поэтому пророк
Ибрахим (Авраам), по версии
измененного Ветхого Завета, - всего
лишь предок евреев.
Таким же
образом и христиане, верующие в
Ветхий Завет, полагают, что Ибрахим (Авраам)
был предком евреев, но с одной лишь
разницей: по их мнению, Ибрахим (Авраам)
был не иудеем, а христианином. Такое
видение роли пророка Ибрахима (Авраама)
христианами, не придающих понятию
расы столь принципиального значения,
как иудеи, послужило причиной споров
и конфликтов между последователями
двух религий. В аятах с 65-го по 68-й
суры "Семейство Имрана"
Всевышний Аллах дает такое пояснение
этим спорам:
"О,
получившие Писание святое! К чему вы
спор затеяли об Ибрахиме?
Ведь Тора
и Евангелие (Исы) были ниспосланы уже
после него, - ужель вы лишены любого
разуменья? Вы - те, кто спорить может
лишь о том, о чем у вас имеется
познанье. К чему же спорить о вещах, о
коих нет у вас познанья никакого?
Поистине Господь владеет всем
познаньем, вы ж не владеете ничем.
Ведь не был Ибрахим ни иудеем, и ни
поборником Христа, а был он верным
Господу, покорным Его воле, и в
поклонение Ему других божеств не
измышлял. И средь людей всех ближе к
Ибрахиму, конечно, те, которые пошли
за ним, как то: пророк и те, кто с ним
уверил в Бога, - и покровительствует
им Господь!"
В Коране
пророк Ибрахим (Авраам) предстает в
совершенно иной образе, нежели в
Ветхом Завете. Еще в юности он
предостерегает свой народ,
поклоняющийся идолам, и наставляет
их отказаться от подобного образа
жизни. В ответ на это народ посягает
на жизнь пророка. Избежав гибели от
рук собственного народа, пророк
Ибрахим (Авраам) совершает хиджру (переселение)
и покидает родные края.
|