на главную


 

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

 

О деяниях пророков наших, да пребудет мир над ними и благодать.
ПОГИБШИЕ НАРОДЫ

Харун Яхья

Обитатели пещеры

 

В восемнадцатой суре "Пещера" Священного Корана говорится о юношах, укрывшихся в пещере от режима, отрицавшего Аллаха и угнетавшего верующих. Ниже приводятся аяты, отражающие эту историю:

"Ты думал ли когда-нибудь о том, что обитатели пещеры и Ракима
Были одними из чудес среди знамений Наших?
Укрылись отроки в пещере и сказали:
"Господь наш, ниспошли нам милосердие Твое!
Уверь нас в правоте наших деяний".
И Мы на долгие года в пещере им закрыли уши.
Потом Мы пробудили их, чтобы узнать, какая из общин лучше сочтет Предел тех лет, что провели они в пещере.
Тебе поистине Мы повествуем сказ о них:
То были отроки, которые уверовали в Бога,
И их усердие на праведном пути Мы укрепили,
И укрепили их сердца, когда они стояли там и говорили:
"Господь наш - Бог земли и неба. Мы никогда не будем призывать,
Кроме Него, иного божества, иначе мы сказали бы такое,
Что вышло б за предел дозволенного Богом.
А эти наши горожане, других богов, кроме Него,
Для поклонения себе призвали. Тогда им почему бы не представить
Свидетельства на власть этих богов!
И есть ли нечестивее того, кто ложь возводит на Аллаха!
Когда оставите вы их и тех, к кому они взывают, кроме Бога,
То отправляйтесь для укрытия в пещеру,
Прострет Господь Свою вам милость и к лучшему дела устроит вам.
И ты бы видеть мог, как солнце на восходе клонилось от пещеры вправо,
А на закате слева обходило их.
Они ж лежали на пространном месте посреди.
Это - одно из множества знамений Божьих:
Кому Аллах указывает путь, тот следует прямой стезею,
Кого блуждать он заставляет, тому не отыскать себе
Ни покровителя и ни вожатого по жизни.
И ты бы мог подумать, что они не спят, хотя они на самом деле спали,
И Мы направо и налево поворачивали их,
А их собака обе лапы протянула на порог.
И если б в этом виде ты их усмотрел, ты бы от них пустился в бег
И был бы в страх от них повергнут".
Потом Мы разбудили их, чтобы они друг друга расспросили.
Один из них спросил: "Как долго здесь вы находились?"
Они ответили: "Мы находились здесь, возможно, день иль часть его".
И вновь они сказали: "Господь ваш лучше знает то,
Как долго здесь вы находились,
Ну а теперь пошлите в город одного из вас с деньгами, что при вас,
Пусть он посмотрит, у кого еда почище,
И принесет вам все, что нужно из нее; но чтобы вел себя он скромно
И никому о вас не сообщал.
Ведь если обнаружат они вас, то забросают вас камнями
Или принудят веру их принять,
Тогда вам никогда не знать Господней благодати!"
Так известили мы о них, чтобы сограждане их знали,
Насколько истинно обетование Аллаха,
И чтобы не было сомнения о Часе.
Смотри, они уж разошлись между собой
В их деле о семи заснувших; - одни сказали:
"Соорудите дом над ними!" Но знает лучше их Господь про них, -
И те, что одержали верх в их деле,
Сказали: "Над ними мы построим Храм".
И о числе заснувших спорить они будут:
"Их было трое, а четвертым был их пес". Другие скажут:
"Пять их было, а шестой - их пес", -
Строя догадки относительно того, чего не знали.
Иные скажут: "Семь их было, а их пес - восьмой".
Скажи: "Господь мой лучше знает их число,
И лишь немногие об этом знают",
Ты с ними в спор об этом не вступай,
Коль этот спор не может разрешиться прямо,
И никого из них не спрашивай об этом.
И никогда не говори о совершении чего-то:
"Я это завтра совершу", - при этом не добавив:
"Если на то будет Господня воля".
А если все-таки забудешь, то вспомни Бога своего и сразу же скажи:
"Быть может, мой Господь меня приблизит к пути прямому,
Что лежит к познанию сего".
И пробыли они в своей пещере триста лет,
И к этому прибавить должно девять.
Скажи: "Аллаху лучше знать, как долго находились они там,
Ему принадлежат тайны земли и неба, Как ясно видит он!
Как верно слышит! У них, кроме Него, нет покровителя другого,
И не берет Он никого в участники Своей управы"
(Сура "Пещера": 9-26).

По всеобщему мнению, тем жестоким правителем, который шел против обитателей пещеры, восхваляемых как в исламских, так и в христианских источниках, был римский император Деций (Decius). Преследуемые Децием, юноши неоднократно предупреждали свой народ о том, чтобы те не уклонялись от религии Аллаха. Равнодушие людей к праведному призыву, усиление императорского гнета и угроза смертью вынудили юношей принять решение покинуть эти места.

Как об этом свидетельствуют исторические документы, многие императоры проводили политику насилия, гнета и бесправия против верующих, которые тогда исповедовали пока еще не искаженную веру, принесенную пророком Исой (Иисусом).

Так, в письме римского наместника в Северо-Западной Анатолии (территория нынешней Турции) Пилиния (69-113 гг.) к императору Траяну говорится о "мессианах (последователях пророка Исы (Иисуса), наказанных за отказ от поклонения статуе императора". Это письмо является одним из важнейших документов, свидетельствующих о давлении, оказываемом тогда на последователей пророка Исы (Иисуса). Именно при таких обстоятельствах, когда от них потребовали отречься от Аллаха и подчиниться императору или его богоборческой системе, юноши отказались выполнить это и сказали так:

"Господь наш - Бог земли и неба. Мы никогда не будем призывать, кроме Него, иного божества, - иначе мы сказали бы такое, что вышло б за предел дозволенного Богом. А эти наши горожане, других богов, кроме Него, для поклонения себе призвали. Тогда им почему бы не представить свидетельства на власть этих богов! И есть ли нечестивее того, кто ложь возводит на Аллаха!" (Сура "Пещера": 14-15).

Относительно же места проживания обитателей пещеры существует несколько версий. Согласно наиболее приемлемым из них, эти места - Эфес и Тарсус.

Практически все христианские источники ссылаются на Эфес. Ряд мусульманских исследователей и толкователей Корана согласны с мнением христиан. Другие же после долгих объяснений попытались доказать, что этим местом является не Эфес, а Тарсус. В этой книге мы рассмотрим обе версии. Все исследователи и толкователи, в том числе христианские, сходятся во мнении, что событие происходило в 250 году во времена римского императора Деция (или Дециана).

Деций, равно как и Нерон, прославился своей жестокостью по отношению к христианам. В период своего недолгого правления он издал закон, который обязывал всех жителей империи приносить жертвы римским богам. К тому же люди должны были брать письменный документ, удостоверяющий факт принесения в жертву, и предъявлять его компетентным лицам. Невыполнение этого закона каралось смертной казнью. По свидетельству христианских источников, большинство христиан того времени перемещалось "из города в город" или же укрывалось в более потаенных местах, чтобы избежать этого языческого культа. И обитатели пещеры, по всей вероятности, являются праведными представителями именно этих последователей Исы (Иисуса).

Кстати, здесь следует подчеркнуть важный момент: этот случай был изложен некоторыми христианскими и мусульманскими историками и толкователями в стиле сказания, а затем в результате добавления мифических элементов и всевозможных вымыслов это событие превратилось в легенду. Между тем как это - исторический факт.

Находилась ли в Эфесе знаменитая пещера?

В качестве места проживания обитателей пещеры и их убежища различные источники приводят названия разных мест. Главная причина этого скрывается в желании людей почувствовать близость к столь смелым и решительным личностям, а также большое сходство пещер в этих местах. Наличие молельни (места поклонения) почти в каждом из этих мест является наглядным тому примером.

Как известно, Эфес почитается христианами, так как здесь находится дом, в котором, по их мнению, жила мать пророка Исы (Иисуса) - Марйам (Мария) и который в настоящее время обращен в церковь. И, как считают христиане, обитатели пещеры проживали именно в этих святых для них местах. А ряд христианских источников даже заявляют об этом категорично.


Самым древним источником в этом вопросе являются труды сирийского монаха James Saruc (род. в 452 г.), сведениями из которых воспользовался известный историк Гиббон в своей работе "Падение Римской империи" (The Decline and Fall of the Roman Empire). Согласно этой книге, правителя, который преследовал семерых юношей-христиан и вынудил их укрыться в пещере, звали императором Децием. Он правил Римской империей с 249 по 251 годы, и этот период известен гонениями, направленными против последователей пророка Исы (Иисус). По мнению мусульманских ученых, местом событий является "Афесус" или "Афесос". А согласно Гиббону, события разворачивались в "Эфесосе" (Эфес). То есть в одном из крупнейших портовых городов Римской империи, расположенном на западном побережье Анатолии. Руины этого города и сегодня известны как "Античный город Эфес".

А императора, период правления которого совпадал со временем пробуждения юношей от длительного сна, по мнению мусульманских исследователей, звали Тезусием.

Гиббон же утверждает о Феодосии II. Этот император правил в 408-450 гг., когда Римская империя уже приняла христианство.

В ряде тафсиров Корана при разъяснении нижеследующего аята говорится, что вход в пещеру был с севера, и поэтому свет не проникал вовнутрь. И тот, кто проходил рядом с пещерой, не мог видеть происходящего внутри нее. В аяте говорится так:

"И ты бы видеть мог, как солнце на восходе клонилось от пещеры вправо, а на закате слева обходило их. Они ж лежали на пространном месте посреди. Это - одно из множества знамений Божьих" (Сура "Пещера": 17).

Археолог Муса Баран в своей работе Эфес также приводит его в качестве места проживания юношей и добавляет:

"Семеро юношей, жившие в 250 году в Эфесе, отвергают идолопоклонство и принимают христианство. В поисках убежища юноши обнаруживают пещеру на восточном склоне горы Селион (Пион). Заметившие это римские солдаты замуровывают вход в пещеру".

Известно, что на сегодняшний день над этими руинами возведено немало религиозных строений. После раскопок, проведенных в этом районе в 1926 году сотрудниками Австрийского института археологии, стало известно, что руины, обнаруженные на восточном склоне горы Селион (Pion), принадлежали зданию, построенному в середине V века (период правления Феодосия II) в честь обитателей пещеры.

Тарсус: здесь ли находилась пещера?

Другим местом, где предположительно жили обитатели пещеры, является Тарсус. И в самом деле, в горе Энджилус (или Бенджилус), что находится на северо-западе от Тарсуса, есть пещера, соответствующая описаниям в Коране.

Версия с Тарсусом также является вопросом, по которому ученые Ислама пришли к единому мнению. Один из известнейших толкователей Корана Ат-Табари в своем труде "Тарих Уль-Умам" указал, что пещера, где укрылись юноши, находится на горе Бенджилус, расположенной близ Тарсуса.

Известный толкователь Корана Мухаммад Эмин в свою очередь говорит о той же горе, называя ее Пенджилус. По его мнению, слово, звучащее как "Пенджилус", иногда произносится как "Энджилус". А эту разницу в произношении он объясняет "исторической эрозией", вследствие которой буква "б" попросту исчезла.

Другой известный ученый в области Корана Фахруддин ар-Рази в одной из своих работ пишет: "Хотя это место и называют Эфсусом, здесь подразумевается Тарсус, ибо Эфсус - это иное название Тарсуса".

Кроме того, в тафсирах таких ученых, как Кадий аль-Байзави, Ан-Насафи, Аль-Джалалайн, Ат-Тибйан, Эльмалылы, Умар Насухи Бильмен и ряд других, местом события называется Тарсус. К тому же все вышеупомянутые муфассиры (толкователи Корана) пришли к выводу, что вход в пещеру был с севера. Основанием для подобного заключения послужили слова из 17-го аята суры "Пещера": "Как солнце на восходе клонилось от пещеры вправо, а на закате обходило их".

Вопрос местонахождения знаменитой пещеры привлекал к себе внимание и во времена Османской империи, и по этому поводу был проведен ряд исследований. В Османском отделении Государственного архива Турции до сих пор хранятся документы, связанные с этим вопросом. К примеру, письмо и заявление местной администрации г. Тарсуса заведующему казной Османского государства с просьбой о назначении жалования людям, ответственным за чистоту и охрану пещеры на горе Бенджилус. В ответ на это письмо сообщается, что для выплаты государственной казной требуемого жалования необходимо установить, является ли в действительности данное место той самой пещерой, где укрылись юноши. Проведенные исследования внесли полезный вклад в уточнение местонахождения пещеры.

В письменном заключении одного из таких исследований, проведенных по указу Маджлиса (парламента), говорится так: "В горе, расположенной в провинции Адана в двух часах езды к северу от Тарсуса, находится пещера. Вход в эту пещеру, как и сказано в Коране, обращен на север".

Личности обитателей пещеры, а также время и место их проживания всегда побуждали людей к исследованию, и по этому вопросу до сегодняшнего дня было сделано немало комментариев. Однако, несмотря на это, ни один из них не освещает эту тему в достаточной степени. И поэтому вопросы, связанные с периодом жизни этих праведных юношей и местонахождением упомянутой в Коране пещеры, остаются пока без ответа.

 

 

 ссылка на эту тему http://www.harunyahya.ru/ здесь вы можете скачать книги в формате PDF, TXT

 

 

 

 

 

 

Get ZZN ислам-аз Bakililar.az Top Sites Народ.Ру
SpyLOG Ислам.Ру Kavkaz Top100 Rambler's Top100Rambler's Top100
 
  


Сайт создан в системе uCoz