Обитатели
пещеры
В
восемнадцатой суре "Пещера"
Священного Корана говорится о юношах,
укрывшихся в пещере от режима,
отрицавшего Аллаха и угнетавшего
верующих. Ниже приводятся аяты,
отражающие эту историю:
"Ты
думал ли когда-нибудь о том, что
обитатели пещеры и Ракима
Были одними из чудес среди знамений
Наших?
Укрылись отроки в пещере и сказали:
"Господь наш, ниспошли нам
милосердие Твое!
Уверь нас в правоте наших деяний".
И Мы на долгие года в пещере им
закрыли уши.
Потом Мы пробудили их, чтобы узнать,
какая из общин лучше сочтет Предел
тех лет, что провели они в пещере.
Тебе поистине Мы повествуем сказ о
них:
То были отроки, которые уверовали в
Бога,
И их усердие на праведном пути Мы
укрепили,
И укрепили их сердца, когда они
стояли там и говорили:
"Господь наш - Бог земли и неба. Мы
никогда не будем призывать,
Кроме Него, иного божества, иначе мы
сказали бы такое,
Что вышло б за предел дозволенного
Богом.
А эти наши горожане, других богов,
кроме Него,
Для поклонения себе призвали. Тогда
им почему бы не представить
Свидетельства на власть этих богов!
И есть ли нечестивее того, кто ложь
возводит на Аллаха!
Когда оставите вы их и тех, к кому они
взывают, кроме Бога,
То отправляйтесь для укрытия в
пещеру,
Прострет Господь Свою вам милость и к
лучшему дела устроит вам.
И ты бы видеть мог, как солнце на
восходе клонилось от пещеры вправо,
А на закате слева обходило их.
Они ж лежали на пространном месте
посреди.
Это - одно из множества знамений
Божьих:
Кому Аллах указывает путь, тот
следует прямой стезею,
Кого блуждать он заставляет, тому не
отыскать себе
Ни покровителя и ни вожатого по жизни.
И ты бы мог подумать, что они не спят,
хотя они на самом деле спали,
И Мы направо и налево поворачивали их,
А их собака обе лапы протянула на
порог.
И если б в этом виде ты их усмотрел, ты
бы от них пустился в бег
И был бы в страх от них повергнут".
Потом Мы разбудили их, чтобы они друг
друга расспросили.
Один из них спросил: "Как долго
здесь вы находились?"
Они ответили: "Мы находились здесь,
возможно, день иль часть его".
И вновь они сказали: "Господь ваш
лучше знает то,
Как долго здесь вы находились,
Ну а теперь пошлите в город одного из
вас с деньгами, что при вас,
Пусть он посмотрит, у кого еда почище,
И принесет вам все, что нужно из нее;
но чтобы вел себя он скромно
И никому о вас не сообщал.
Ведь если обнаружат они вас, то
забросают вас камнями
Или принудят веру их принять,
Тогда вам никогда не знать Господней
благодати!"
Так известили мы о них, чтобы
сограждане их знали,
Насколько истинно обетование Аллаха,
И чтобы не было сомнения о Часе.
Смотри, они уж разошлись между собой
В их деле о семи заснувших; - одни
сказали:
"Соорудите дом над ними!" Но
знает лучше их Господь про них, -
И те, что одержали верх в их деле,
Сказали: "Над ними мы построим Храм".
И о числе заснувших спорить они будут:
"Их было трое, а четвертым был их
пес". Другие скажут:
"Пять их было, а шестой - их пес", -
Строя догадки относительно того,
чего не знали.
Иные скажут: "Семь их было, а их пес
- восьмой".
Скажи: "Господь мой лучше знает их
число,
И лишь немногие об этом знают",
Ты с ними в спор об этом не вступай,
Коль этот спор не может разрешиться
прямо,
И никого из них не спрашивай об этом.
И никогда не говори о совершении чего-то:
"Я это завтра совершу", - при этом
не добавив:
"Если на то будет Господня воля".
А если все-таки забудешь, то вспомни
Бога своего и сразу же скажи:
"Быть может, мой Господь меня
приблизит к пути прямому,
Что лежит к познанию сего".
И пробыли они в своей пещере триста
лет,
И к этому прибавить должно девять.
Скажи: "Аллаху лучше знать, как
долго находились они там,
Ему принадлежат тайны земли и неба,
Как ясно видит он!
Как верно слышит! У них, кроме Него,
нет покровителя другого,
И не берет Он никого в участники
Своей управы"
(Сура "Пещера": 9-26).
По
всеобщему мнению, тем жестоким
правителем, который шел против
обитателей пещеры, восхваляемых как
в исламских, так и в христианских
источниках, был римский император
Деций (Decius). Преследуемые Децием,
юноши неоднократно предупреждали
свой народ о том, чтобы те не
уклонялись от религии Аллаха.
Равнодушие людей к праведному
призыву, усиление императорского
гнета и угроза смертью вынудили
юношей принять решение покинуть эти
места.
Как об этом
свидетельствуют исторические
документы, многие императоры
проводили политику насилия, гнета и
бесправия против верующих, которые
тогда исповедовали пока еще не
искаженную веру, принесенную
пророком Исой (Иисусом).
Так, в
письме римского наместника в Северо-Западной
Анатолии (территория нынешней Турции)
Пилиния (69-113 гг.) к императору Траяну
говорится о "мессианах (последователях
пророка Исы (Иисуса), наказанных за
отказ от поклонения статуе
императора". Это письмо является
одним из важнейших документов,
свидетельствующих о давлении,
оказываемом тогда на последователей
пророка Исы (Иисуса). Именно при таких
обстоятельствах, когда от них
потребовали отречься от Аллаха и
подчиниться императору или его
богоборческой системе, юноши
отказались выполнить это и сказали
так:
"Господь
наш - Бог земли и неба. Мы никогда не
будем призывать, кроме Него, иного
божества, - иначе мы сказали бы такое,
что вышло б за предел дозволенного
Богом. А эти наши горожане, других
богов, кроме Него, для поклонения
себе призвали. Тогда им почему бы не
представить свидетельства на власть
этих богов! И есть ли нечестивее того,
кто ложь возводит на Аллаха!" (Сура
"Пещера": 14-15).
Относительно
же места проживания обитателей
пещеры существует несколько версий.
Согласно наиболее приемлемым из них,
эти места - Эфес и Тарсус.
Практически
все христианские источники
ссылаются на Эфес. Ряд мусульманских
исследователей и толкователей
Корана согласны с мнением христиан.
Другие же после долгих объяснений
попытались доказать, что этим местом
является не Эфес, а Тарсус. В этой
книге мы рассмотрим обе версии. Все
исследователи и толкователи, в том
числе христианские, сходятся во
мнении, что событие происходило в 250
году во времена римского императора
Деция (или Дециана).
Деций, равно
как и Нерон, прославился своей
жестокостью по отношению к
христианам. В период своего
недолгого правления он издал закон,
который обязывал всех жителей
империи приносить жертвы римским
богам. К тому же люди должны были
брать письменный документ,
удостоверяющий факт принесения в
жертву, и предъявлять его
компетентным лицам. Невыполнение
этого закона каралось смертной
казнью. По свидетельству
христианских источников,
большинство христиан того времени
перемещалось "из города в город"
или же укрывалось в более потаенных
местах, чтобы избежать этого
языческого культа. И обитатели
пещеры, по всей вероятности, являются
праведными представителями именно
этих последователей Исы (Иисуса).
Кстати,
здесь следует подчеркнуть важный
момент: этот случай был изложен
некоторыми христианскими и
мусульманскими историками и
толкователями в стиле сказания, а
затем в результате добавления
мифических элементов и всевозможных
вымыслов это событие превратилось в
легенду. Между тем как это -
исторический факт.
Находилась
ли в Эфесе знаменитая пещера?
В качестве
места проживания обитателей пещеры и
их убежища различные источники
приводят названия разных мест.
Главная причина этого скрывается в
желании людей почувствовать
близость к столь смелым и
решительным личностям, а также
большое сходство пещер в этих местах.
Наличие молельни (места поклонения)
почти в каждом из этих мест является
наглядным тому примером.
Как
известно, Эфес почитается
христианами, так как здесь находится
дом, в котором, по их мнению, жила мать
пророка Исы (Иисуса) - Марйам (Мария) и
который в настоящее время обращен в
церковь. И, как считают христиане,
обитатели пещеры проживали именно в
этих святых для них местах. А ряд
христианских источников даже
заявляют об этом категорично.
Самым
древним источником в этом вопросе
являются труды сирийского монаха James
Saruc (род. в 452 г.), сведениями из которых
воспользовался известный историк
Гиббон в своей работе "Падение
Римской империи" (The Decline and Fall of the
Roman Empire). Согласно этой книге,
правителя, который преследовал
семерых юношей-христиан и вынудил их
укрыться в пещере, звали императором
Децием. Он правил Римской империей с
249 по 251 годы, и этот период известен
гонениями, направленными против
последователей пророка Исы (Иисус).
По мнению мусульманских ученых,
местом событий является "Афесус"
или "Афесос". А согласно Гиббону,
события разворачивались в "Эфесосе"
(Эфес). То есть в одном из крупнейших
портовых городов Римской империи,
расположенном на западном побережье
Анатолии. Руины этого города и
сегодня известны как "Античный
город Эфес".
А
императора, период правления
которого совпадал со временем
пробуждения юношей от длительного
сна, по мнению мусульманских
исследователей, звали Тезусием.
Гиббон же
утверждает о Феодосии II. Этот
император правил в 408-450 гг., когда
Римская империя уже приняла
христианство.
В ряде
тафсиров Корана при разъяснении
нижеследующего аята говорится, что
вход в пещеру был с севера, и поэтому
свет не проникал вовнутрь. И тот, кто
проходил рядом с пещерой, не мог
видеть происходящего внутри нее. В
аяте говорится так:
"И ты бы
видеть мог, как солнце на восходе
клонилось от пещеры вправо, а на
закате слева обходило их. Они ж
лежали на пространном месте посреди.
Это - одно из множества знамений
Божьих" (Сура "Пещера": 17).
Археолог
Муса Баран в своей работе Эфес также
приводит его в качестве места
проживания юношей и добавляет:
"Семеро
юношей, жившие в 250 году в Эфесе,
отвергают идолопоклонство и
принимают христианство. В поисках
убежища юноши обнаруживают пещеру на
восточном склоне горы Селион (Пион).
Заметившие это римские солдаты
замуровывают вход в пещеру".
Известно,
что на сегодняшний день над этими
руинами возведено немало
религиозных строений. После раскопок,
проведенных в этом районе в 1926 году
сотрудниками Австрийского института
археологии, стало известно, что руины,
обнаруженные на восточном склоне
горы Селион (Pion), принадлежали зданию,
построенному в середине V века (период
правления Феодосия II) в честь
обитателей пещеры.
Тарсус:
здесь ли находилась пещера?
Другим
местом, где предположительно жили
обитатели пещеры, является Тарсус. И
в самом деле, в горе Энджилус (или
Бенджилус), что находится на северо-западе
от Тарсуса, есть пещера,
соответствующая описаниям в Коране.
Версия с
Тарсусом также является вопросом, по
которому ученые Ислама пришли к
единому мнению. Один из известнейших
толкователей Корана Ат-Табари в
своем труде "Тарих Уль-Умам"
указал, что пещера, где укрылись
юноши, находится на горе Бенджилус,
расположенной близ Тарсуса.
Известный
толкователь Корана Мухаммад Эмин в
свою очередь говорит о той же горе,
называя ее Пенджилус. По его мнению,
слово, звучащее как "Пенджилус",
иногда произносится как "Энджилус".
А эту разницу в произношении он
объясняет "исторической эрозией",
вследствие которой буква "б"
попросту исчезла.
Другой
известный ученый в области Корана
Фахруддин ар-Рази в одной из своих
работ пишет: "Хотя это место и
называют Эфсусом, здесь
подразумевается Тарсус, ибо Эфсус -
это иное название Тарсуса".
Кроме того,
в тафсирах таких ученых, как Кадий
аль-Байзави, Ан-Насафи, Аль-Джалалайн,
Ат-Тибйан, Эльмалылы, Умар Насухи
Бильмен и ряд других, местом события
называется Тарсус. К тому же все
вышеупомянутые муфассиры (толкователи
Корана) пришли к выводу, что вход в
пещеру был с севера. Основанием для
подобного заключения послужили
слова из 17-го аята суры "Пещера": "Как
солнце на восходе клонилось от
пещеры вправо, а на закате обходило
их".
Вопрос
местонахождения знаменитой пещеры
привлекал к себе внимание и во
времена Османской империи, и по этому
поводу был проведен ряд исследований.
В Османском отделении
Государственного архива Турции до
сих пор хранятся документы,
связанные с этим вопросом. К примеру,
письмо и заявление местной
администрации г. Тарсуса заведующему
казной Османского государства с
просьбой о назначении жалования
людям, ответственным за чистоту и
охрану пещеры на горе Бенджилус. В
ответ на это письмо сообщается, что
для выплаты государственной казной
требуемого жалования необходимо
установить, является ли в
действительности данное место той
самой пещерой, где укрылись юноши.
Проведенные исследования внесли
полезный вклад в уточнение
местонахождения пещеры.
В
письменном заключении одного из
таких исследований, проведенных по
указу Маджлиса (парламента),
говорится так: "В горе,
расположенной в провинции Адана в
двух часах езды к северу от Тарсуса,
находится пещера. Вход в эту пещеру,
как и сказано в Коране, обращен на
север".
Личности
обитателей пещеры, а также время и
место их проживания всегда побуждали
людей к исследованию, и по этому
вопросу до сегодняшнего дня было
сделано немало комментариев. Однако,
несмотря на это, ни один из них не
освещает эту тему в достаточной
степени. И поэтому вопросы, связанные
с периодом жизни этих праведных
юношей и местонахождением
упомянутой в Коране пещеры, остаются
пока без ответа.
|