Потоп
народа Нуха (Ноя).
"Посылали
Нуха Мы к его народу,
Среди него он пробыл без пятидесяти
тысячу годов.
Но их постиг потоп,
Когда (в неверии своем) в грехах они
погрязли"
(Сура "Паук": 14).
Повествование
о потопе народа Нуха (Ноя), занимающее
место в культурном наследии
практически всех народов, живущих на
земле, является одним из событий,
которым уделяется особое внимание в
аятах Священного Корана. Во многих
аятах подробно рассказывается о
народе пророка Нуха (Ноя), который не
прислушался к наставлениям и
предупреждениям пророка, о реакции
этого народа на приход посланника, а
также о ходе событий, произошедших с
народом позднее.
Пророк Нух (Ной)
был послан Всевышним Аллахом, чтобы
предостеречь свой народ, отошедший
от предписаний Аллаха и придавший
Ему сотоварищей, а также
предупредить людей, дабы отказались
они от своих заблуждений и служили
лишь только Аллаху. Несмотря на
неоднократные увещевания Нуха (Ноя)
последовать истинной религии и
предупреждения о грядущем наказании,
люди продолжали упорствовать в
грехах. Вот как повествуется об этом
в Священном Коране:
"Послали
Нуха мы к его народу, и он сказал: "О
мой народ, Аллаху поклоняйтесь! Кроме
Него, у вас иного Бога нет. Ужель у вас
пред Ним нет страха?" Но молвили
вожди неверных из его народа, что не
уверовали (в Бога): "Это - всего лишь
человек, подобный вам, но хочет он над
вами утвердить свое старшинство.
Если б Аллах желал того, Он ангелов бы
ниспослал, конечно. И мы не слышали,
чтобы (подобное) сему случалось среди
наших праотцов". Другие же сказали:
"Это - всего лишь человек, что впал
в безумие и безрассудство, вы выждите
до той поры, пока с ним это не пройдет".
"О Господи! - воскликнул Нух, - пошли
мне помощь (защититься) от того, что
все они меня лжецом считают" (Сура
"Верующие": 23-26).
Упомянутые
в аяте сонмы, то есть общественная
знать, пытались очернить Нуха ( Ноя),
обвинив его в своекорыстии, желании
добиться признания в обществе и
обогатиться, постановив выжечь на
нем клеймо "безумца" и изгнать
его из народа.
Вслед за
этими событиями Аллах возвестил
пророку Нуху (Ною), что
злоумышленники и угнетатели его
будут наказаны, будучи потопленными,
а уверовавшие в него будут спасены.
Вскоре
после последнего предупреждения и
отказа народа от повиновения, настал
час расплаты, земля извергла воды,
которые вместе с проливными дождями
стали причиной масштабного
наводнения. Аллах повелел пророк
Нуху (Ною): "Ты погрузи в него (ковчег)
по паре всякого живого, а также и твою
семью, кроме того, против которого
уже сошло (Господне) Слово, и кроме
тех, что не уверовали в Аллаха" (Сура
"Худ": 40). Все, кроме тех, кто
поднялся на ковчег, захлебнулись в
водах потопа, включая и сына Нуха (Ноя),
бросившего отца и рассчитывавшего
спастись, укрывшись на горе. Согласно
Корану, когда "сошла вода" после
потопа "и свершилось повеление",
судно осело на гору аль-Джуди.
Проведенные
археологические, геологические и
исторические исследования
свидетельствуют о том, что события
произошли именно так, как об этом
сообщается в Коране. Несмотря на
определенные различия в
географических названиях местностей
и именах людей, многие исторические
документы, принадлежащих древним
культурам, с поразительным сходством
повествуют о потопе, а все "произошедшее
со сбившимся с пути народом"
преподносится в качестве назидания
их современникам.
Помимо
Евангелия и Торы, потопе упоминается
и в шумерских, ассирийских,
вавилонских письменах, в
древнегреческих легендах, в
древнеиндийских эпосах Сатапатха
Брахмана, Махабхарата, в некоторых
легендах области Галле (в
Великобритании), в скандинавской
Эдде, в народных сказаниях Литвы и
даже в источниках китайского
происхождения.
Каким же
образом в памятниках письменной и
устной культур столь далеких друг от
друга и от географического района
предполагаемого потопа, могла
появиться удивительно идентичная и
детальная информация о потопе?
Ответ на
этот вопрос очевиден: факт
упоминания одного и того же события в
памятниках различных культур, не
имевших контакта друг с другом,
является доказательством того, что
люди черпали знания из божественного
источника. История народа пророка
Нуха (Ноя) и страшная участь,
постигшая их, была поведана
пророками, направлявшимися
Всевышним ко многим народам, как
назидание и поучительного примера,
именно таким образом весть о потопе и
достигла этих культур.
Предания о
потопе и повествования о пророке
Нухе (Ное) встречаются во многих
культурологических и религиозных
источниках, однако, сам сюжет утратил,
в ходе времени, подлинность либо из-за
ошибочной передачи, либо из-за
умышленного искажения самих
оригиналов. Как показывают
проведенные археологические
исследования, из всех повествований,
которые, по сути, рассказывают об
одном и том же событии, единственным
научно обоснованным и
соответствующим современным фактам
можно считать лишь повествование
Священного Корана.
Коран о пророке
Нухе (Ное) и потопе.
О потопе
рассказывается во многих аятах
Корана. Ниже приводятся аяты,описывающие
события в хронологическом порядке.
Нух (Ной) призывает
свой народ к истинной вере.
"Послали
Нуха Мы к его народу, и он сказал: "О
мой народ! Аллаху поклоняйтесь! Кроме
Него, у вас иного Бога нет. За вас я
кары Дня великого страшусь" (Сура
"Преграды": 59).
"Я - к
вам посланник верный (от Него).
Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь
мне! У вас награды я за это не прошу,
поистине моя награда - только у
Господа миров! Побойтесь же Аллаха и
повинуйтесь мне!" (Сура "Поэты":
107-110).
Послали
Нуха Мы к его народу, и он сказал: "О
мой народ, Аллаху поклоняйтесь! Кроме
Него, у вас иного Бога нет. Ужель у вас
пред Ним нет страха?" (Сура "Верующие":
23).
Пророк Нух (Ной)
предупреждает свой народ о грядущем
наказании Аллаха.
"Послали
Нуха Мы к его народу: "Ты свой народ
увещевай, пока к ним не пришла
мучительная кара" (Сура "Нух":
1).
"И вы
узнаете, кого постигнет наказание
позором и на кого извечное мучение
падет" (Сура "Худ": 39).
"…Чтоб
никому, кроме Аллаха, вы не
поклонялись. За вас я кары Дня
Великого страшусь" (Сура "Худ":
26).
Отвержение
увещеваний пророка Нуха (Ноя) народом.
"Но
молвили вожди его народа: "Мы видим,
что ты в явном заблужденье" (Сура
"Преграды": 60).
Они
ответили: "О Нух! Ты долго с нами
препирался и лишь умножил споры с
нами; доставь нам то, что ты нам,
угрожая, обещаешь, коль ты из тех, кто
правду говорит" (Сура
"Худ": 32).
"Когда
сооружал он свой ковчег, то всякий
раз, как знать его народа мимо
проходила, они с издевкой потешалися
над ним, а он им говорил: "Если
сейчас вы насмехаетесь над нами,
потом над вами насмехаться будем мы
таким же образом, как вы сейчас
смеетесь" (Сура "Худ": 38).
"Но
молвили вожди неверных из его народа,
что не уверовали в Бога: "Это -
всего лишь человек, подобный вам, но
хочет он над вами утвердить свое
старшинство. Если б Аллах желал того,
Он ангелов бы ниспослал, конечно. И мы
не слышали, чтобы (подобное) сему
случалось среди наших праотцов". (Другие
же) сказали: "Это - всего лишь
человек, что впал в безумие и
безрассудство, вы выждите до той поры,
пока с ним (это не пройдет)" (Сура
"Верующие": 24-25).
"Еще до
них отвергли (истину Господню) люди
Нуха и объявили Нашего слугу лжецом.
"Вот одержимый", - молвили они, и
был он изгнан ими" (Сура "Месяц":
9).
Оскорбления
пророка Нуха (Ноя) и его
последователей.
"Неверные
из знати родовой его народа ему такой
ответ держали:
"Но, как
мы видим, ты такой же смертный
человек, как мы. И видим мы, что
следуют тебе лишь самые презренные
из нас, что зрело размышлять не могут.
И мы не видим за тобой над нами
никакого превосходства. Мы думаем,
увы, что вы - лжецы" (Сура "Худ":
27).
"Тебе ли
верить нам, - они сказали, - коль за
тобой пошли безродные и самые
никчемные из нас?" Он им ответил:
"Я не знаю, чем эти люди прежде
занимались, разве их - только у
Владыки моего, - о, если б наконец вы
осознали это! Я от себя не стану гнать
уверовавших в Бога (какими б низкими
они ни представлялись вам), я только
вам наставник явный!" (Сура "Поэты":
111-115).
Аллах упреждает
Нуха (Ноя) от скорби и отчаяния.
"И в
Откровении открылось Нуху: "Из
твоего народа больше не уверует
никто, помимо тех, которые уверовали
прежде. И не скорби о том, что делают
они" (Сура "Худ": 36).
Молитвы Нуха (Ноя).
"Ты
между мной и ими рассуди открыто,
спаси меня и верных, что со мной, (от
незаслуженной расправы)!" (Сура
"Поэты": 118).
"Тогда к
Владыке своему он обратился: "Я
побежден! Приди на помощь мне!" (Сура
"Месяц": 10).
"И (Нух)
сказал: "О мой Господь! Я звал к
Тебе народ свой днем и ночью, но мой
призыв лишь дальше удалил их (от Тебя)"
(Сура "Нух": 5-6).
"О
Господи,- воскликнул (Нух), - пошли мне
помощь (защититься) от того,что (все
они) меня лжецом считают" (Сура
"Верующие":26).
"(В те
времена) воззвал к Нам Нух, Мы ж -
лучшие ответчики на все призывы"
(Сура "Стоящие в ряд": 75).
Возведение
ковчега
"Построй
ковчег пред Нашими глазами по Нашему
внушению тебе. Ко Мне не обращайся
ради нечестивых: им предстоит
потопленными быть" (Сура
"Худ": 37).
Наказание народа
пророка Нуха (Ноя).
"Они ж
сочли его лжецом. Но Мы спасли его и
тех, кто с ним в ковчеге, и потопили
тех, кто счел знамения Наши ложью, то
был поистине слепой народ!" (Сура
"Преграды": 64).
"Потом
Мы потопили тех, которые остались"
(Сура "Поэты": 120).
"Посылали
Нуха Мы к его народу, среди него он
пробыл без пятидесяти тысячу годов.
Но их постиг потоп, когда (в неверии
своем) в грехах они погрязли" (Сура
"Паук": 14).
"Мы
милостью Своей спасли его и тех, кто с
ним, и истребили на корню всех тех,
кто не уверовал и ложью объявил
Знамения Господни" (Сура "Преграды":
72).
Наказание сына
Нуха (Ноя).
Диалог,
произошедший между Нухом (Ноем) и его
сыном передается в Коране так:
"Поплыл
он с ними на волнах, что были точно
горы, и сына Нух позвал, что поодаль
от остальных держался: "О сын,
взойди к нам на ковчег и с
нечестивыми не оставайся!" Но сын
ответил: "Я взойду на гору, что
станет мне защитой от воды".
Ответил Нух: "От повеления Аллаха
сегодня нет спасенья никому, помимо
тех, кому Он милость даровал". Меж
ними поднялась волна, и утонул он
вместе с остальными" (Сура "Худ":
42-43).
Спасение
праведных.
"И Мы
спасли его и тех, что были с ним в
нагруженном ковчеге" (Сура "Поэты":
119).
"И Мы
спасли его и тех, что были на Ковчеге,
и сделали его знаменьем для миров"
(Сура "Паук": 15).
О физических
особенностях потопа
"Мы
распахнули врата неба, потоки вод с
него извергнув. Затем Мы рассекли
источниками землю, и встретилась
вода (небес) с (земной) водою, как было
(Господом) повелено и решено. И
понесли его Мы (на ковчеге),
построенном из досок и штырей"
(Сура "Месяц": 11-13).
"Когда
настало время сбыться повелению
Господню, и печь низринула потоки вод,
сказали Мы: "Ты погрузи в него по
паре всякого живого, а также и твою
семью, кроме того, против которого
уже сошло Господне Слово, и кроме тех,
что не уверили в Аллаха". Но лишь
немногие уверовали с ним.
И он
сказал: "Садитесь на него, и с
именем Аллаха ему и плыть, и на
причале оставаться. Поистине прощающ
мой Господь и милосерд!" Поплыл он
с ними на волнах, что были точно горы.
И сына Нух позвал, что поодаль от
остальных держался: "О сын, взойди
к нам на ковчег и с нечестивыми не
оставайся!" (Сура "Худ":
40-42).
"И мы
внушили (повеление) ему: "Построй
ковчег пред Нашими глазами, по Нашему
внушению тебе. Когда же Наше
повеление придет, и печь потоки вод
низринет, ты, погрузив в ковчег по
паре всякого живья, а также и твою
семью, помимо тех из них, о коих Мое
слово прежде было, ко Мне не
обращайся ради нечестивых - им
предстоит потопленными быть" (Сура
"Верующие": 27).
Об окончании
потопа и ковчеге, осевшем на гору.
"И было
сказано: "Земля, о, поглоти свои ты
воды! О небо, от потоков удержись!"
И спали воды, и свершилось повеление,
и встал он на горе ал-Джуди, и
прозвучало (вновь): "Пусть сгинет
нечестивый люд!" (Сура "Худ":
44).
Поучительный
смысл потопа.
"Когда ж
из берегов своих излились воды, Мы
понесли вас по воде в плавучем (ковше),
чтоб это стало всем предупрежденьем
и чтоб внимающее ухо (урок сей) в
памяти несло" (Сура "Неизбежное":
11-12).
Восхваление Нуха (Ноя)
Аллахом
"Да
будет Нуху мир во всех мирах!" Так
Мы вознаграждаем добротворцев. Ведь
он был из числа уверовавших слуг
Господних!" (Сура "Стоящие
в ряд": 79-81).
Был ли потоп
локальной катастрофой?
Отрицающие
возможность потопа в доказательство
своих утверждений приводят доводы о
нереальности глобального потопа, в
масштабах Земли. Кроме того, подобное
утверждение выдвигается и с целью
критики Корана и всех Священных Книг,
ниспосланных Всевышним. Согласно
этому утверждению, Священные Книги, в
том числе и Коран, подтверждающие и
повествующие о реальности потопа во
всемирном масштабе, вводят людей в
заблуждение.
Между тем
это заявление несостоятельно в
отношении Корана, являющегося
единственным, неискаженным людьми
прямым откровением Аллаха.
Повествование о потопе в Коране
кардинально отличается от версии,
передаваемой в Торе и преданиях иных
культур. Тора, представляющая собой
первые пять книг Ветхого Завета,
утверждает, что потоп был глобальным,
охватившим весь мир, тогда как в
Коране не содержится такой
информации. Напротив, из аятов,
повествующих о потопе, становится
очевидным, что потоп носит локальный
характер и был наказанием не всему
миру, но лишь народу,
предостереженного пророком Нухом (Ноем).
Эта разница
трактовок легко прослеживается при
сравнительном анализе повествований
Торы и Корана. Тора, искаженная
людьми на протяжении истории
множеством сокращений и
добавлениями, повествует о начале
потопа таким образом:
"И
увидел Господь, что велико
развращение человеков на земле и что
все мысли и помышления сердца их были
зло во всякое время; и раскаялся
Господь, что создал человека на земле,
и восскорбел в сердце Своем. И сказал
Господь: истреблю с лица земли
человеков, которых Я сотворил, от
человека до скотов, и гадов, и птиц
небесных истреблю, ибо Я раскаялся,
что сотворил их. Ной же обрел
благодать пред очами Господа" (Бытие
6: 5-8).
В Коране же
Всевышний Аллах сообщает лишь о каре,
обрушенной Им не на весь мир, но лишь
на народ Нуха (Ноя). Равно как и пророк
Худ посланный к адитам (Сура "Худ":
50), или пророк Салих, посланный к
самудянам (Сура "Худ": 61), или же
другие пророки, так и Нух (Ной), был
послан лишь к своему народу. И потоп
уничтожил только народ Нуха (Ноя).
"Послали
Нуха Мы к его народу: "Поистине для
вас я - увещатель ясный, чтоб никому,
кроме Аллаха, вы не поклонялись. За
вас я кары Дня Великого страшусь!"
(Сура "Худ": 25-26).
Истреблен
был тот народ, который пренебрег
призывом пророка Нуха, (Ноя), и
усердствовал в мятеже против Аллаха.
Аяты Корана, повествующие об этом, не
оставляют никаких сомнений в
истинности этого утверждения:
"Они ж
сочли его лжецом. Но Мы спасли его и
тех, кто с ним в ковчеге, и потопили
тех, кто счел знамения Наши ложью. То
был поистине слепой народ" (Сура
"Преграды": 64).
"Мы
милостью Своей спасли его и тех, кто с
ним, и истребили на корню всех тех,
кто не уверовал и ложью объявил
знамения Господни" (Сура "Преграды":
72).
Кроме того,
Аллах в Коране предупреждает нас о
том, он многократно будет увещевать и
предупреждать людей о вершимых ими
бесчинствах, ниспосылая им пророков,
только оскорбление пророков и
богохульство, отказ от увещевания
искупить грехи и одуматься, может
привести к крайней мере, когда ничто
уже не в силах остановить гнев
Всевышнего. Вот один из аятов суры
"Рассказ":
"Не
погубил Господь твой ни единого
селенья, пока к ним в главное
скопление людей не был направлен Наш
посланник, читающий знаменья наши. Мы
не губили ни единого селенья без того,
чтоб обитатели его неправедными были"
(Сура "Рассказ": 59).
Аллах
многократно предупреждает народы,
посылая своих пророков, и в данном
случае был уничтожен только народ
пророка Нуха (Ноя),но никак не весь
мир, ибо не были к ним направлены
посланники Господа.
Из
повествований аятов Священного
Корана становится ясно, что потоп не
носил характера глобальной
катастрофы, но был лишь локальным
стихийным бедствием.
Археологические раскопки,
проведенные в предполагаемой зоне
бедствия, подтверждают
свидетельства Корана: потоп не был
всемирным явлением, но лишь
масштабной катастрофой,
обрушившейся на часть Месопотамии.
Были ли взяты на
ковчег все животные?
Толкователи
Священного Писания верят в то, что
пророк Нух (Ной) взял на возведенный
им ковчег все виды животных, и таким
образом животный мир был спасен им от
исчезновения. Согласно этому
предположению, на корабле были
собраны все виды животных. Однако
сторонники такого убеждения
попадают в весьма затруднительное
положение и не могут ответить на
множество возникающих в этой связи
вопросов: Чем питались животные,
взятые на корабль? Каким образом они
были собраны в столь короткий срок на
ковчеге? Как осуществлялся уход за
ними? Каким образом они были
изолированы друг от друга? Конечно же,
ответить на подобного рода вопросы
невозможно. Более того, не совсем
ясно и то, каким образом были собраны
воедино животные с различных
материков. К примеру, полярные
млекопитающие, австралийские
кенгуру или же характерные для
американского континента бизоны.
Затем следует целая вереница
вопросов: каким образом были пойманы
дикие, хищные и опасные для жизни
человека ядовитые животные (змеи,
скорпионы и т. д.)? Как эти животные
сохранились вне своих естественных
условий обитания до окончания потопа?
Однако это
трудности, с которыми сталкиваются
толкователи Торы. В Коране же нет
информации, указывающей на то, что на
корабль были взяты все виды животных.
Как отмечалось и ранее, в Коране
сообщается, что потоп был
локализован в определенной зоне, и
поэтому животные, взятые на корабль,
должны быть обитателями именно того
географического ареала, где проживал
народ Нуха (Ноя).
Но нельзя
даже предположить, что возможно было
собрать на одном ковчеге даже тех
животных, которые обитали в этом
районе. Трудно представить себе
пророка Нуха (Ноя) и "немногих"
(Сура "Худ": 40) его
последователей, которые, разойдясь
по четырем сторонам, принялись бы
собирать по паре сотни видов
животных. Фауна этого
географического ареала настолько
богата и многочисленна, что не
представляется возможным собрать
даже лишь насекомых этого района, к
тому же учитывая необходимость
отбора мужских и женских особей. Вот
почему логично предположить, что на
ковчеге были собраны лишь те
животные, которых легко поймать и
содержать, особенно те, которые
приручены людьми, то есть домашних
животных: верблюдов, лошадей, крупный
и мелкий рогатый скот, словом, те виды,
что необходимы человеку для
обустройства новой жизни в районе,
утратившем все живое из-за
длительного потопа.
Здесь нужно
отметить, что смысл и мудрость
повеления Всевышнего Аллаха пророку
Нуху (Ною) о сборе животных
заключается не в сохранении рода
животных, а в том, чтобы иметь все
необходимое для продолжения жизни и
обеспечения человеком своих нужд и
после потопа, так как в результате
локального потопа неправомерно
исчезновение всего животного рода.
Ведь после того, как сошли воды,
животные из других соседних ареалов
перекочуют в эту местность и вновь
придадут ей былую живость. В
повелении Всевышнего приоритетным
было сохранение условий для той
жизни, что начнется после потопа, и
животные, должно быть, собраны с этой
целью.
Насколько
поднялись воды?
Еще одним
спорным моментом в трактовке потопа
народа Нуха (Ноя) является вопрос о
том, как высоко поднялись воды?
Поднялись ли воды настолько, чтобы
покрыть горы? Как известно, в
Священном Коране упоминается, что по
завершении потопа ковчег Нуха (Ноя)
осел на самой высокой точке, на горе
Аль-Джуди. В переводе с арабского "
аль-джуди" означает "возвышенное
место, вершина". Таким образом,
можно предположить, что слово "аль-джуди"
могло использоваться в Коране не как
географическое название горы, а
означать лишь возвышенное место, на
котором осел ковчег. Кроме того, из
употребленного в Коране значения
слова "аль-Джуди" можно
заключить, что воды поднялись до
определенного высокого уровня, но
все же не достигли вершин гор. То есть
потоп не покрыл собою все горы, как об
этом повествуется в Торе, а затопил
лишь определенную местность.
Район потопа.
Наиболее
вероятным районом потопа считается
Месопотамская низменность, ибо
именно здесь существовали
крупнейшие цивилизации древнего
мира, учитывая также и
географическое положение
низменности в междуречье Тигра и
Евфрата можно логически заключить,
что наводнение происходило в
указанном регионе. Выход из берегов
двух крупнейших рек Месопотамии, по
всей вероятности, оказался одним из
факторов, усугубившим масштабы
потопа.
Но
сохранились еще и исторические
свидетельства о потопе, указывающие
именно на этот район. Среди летописей
многих цивилизаций древности,
сохранившихся до наших дней, найдены
документы, свидетельствующие о
потопе, произошедшем в тот же период
времени. Цивилизации, ставшие
свидетелями гибели народа Нуха (Ноя),
запечатлели ход событий и итоги
этого природного катаклизма.
Известно также и то, что большинство
легенд о потопе в основе своей имеют
месопотамские корни. Но самыми
яркими подтверждениями являются
факты археологических раскопок. Они
показывают, что в этом районе
действительно произошло крупное
наводнение, сокрушившее на
длительный период культуры и народы,
проживавшие в этом регионе.
Из раскопок,
проведенных в Месопотамии, стало
известно, что этот регион
неоднократно постигали бурные
наводнения и бедствиями, вызванными
выходом из берегов Тигра и Евфрата.
Так, к примеру, в один из годов
правления царя Ибби-Сина в городе Ур,
располагавшегося на юге Месопотамии
около 2000 лет до н.э., характеризуется
как "время после потопа,
устранившего границы между небом и
землей", так же, как и год в эпоху
правления царя Хаммурапи (1700-е годы
до н.э.) известен по "разрушению
города Эшнунны".
Иллюстрация,
изображающая потоп Нуха.
В Х веке до н.
э., во времена правления царя Набу-мукин-апала,
в Вавилоне произошло крупное
наводнение. Сильные наводнения
произошли в этом районе также в VII, VIII,
X, XI и XII веках н. э. Происходили они и в
ХХ столетии : в 1925, 1930 и 1954 годах.
Очевидно, что этот район всегда был
географически предрасположен к
наводнениям, так что вероятность
столь масштабного бедствия, как
потоп пророка Нуха (Ноя), вполне
логична.
Археологические
доказательства потопа
Обнаружение
в наше время отчетливых следов
существования народов, о гибели
которых упоминается в Коране, не
случайно. Исходя из практики
археологических исследований,
вероятность обнаружения следов
каких-либо народов больше, если
исчезновение или прекращение
существования данного народа было
внезапной.
Внезапное
исчезновение какой-либо цивилизации,
что может быть результатом
стихийного бедствия, стремительного
переселения или войны, следы этой
цивилизации сохраняются намного
лучше. Дома и предметы, оказываются
покрытыми слоем песка и земли, тем
самым, сохраняясь без изменений, так
что на протяжении длительного
времени не претерпевают серьезных
изменений и при обнаружении несут
важнейшую информацию к тайнам
исчезнувших цивилизаций прошлого.
Благодаря
этому обстоятельству современные
археологи смогли обнаружить
множество фактов, связанных с
потопом. Потоп пророка Нуха (Ноя),
который предположительно обрушился
на Месопотамию около 3000 года до н. э.,
погубил всю цивилизацию в один миг и
лишь позднее обнаруживаются пласты
новых культур, возникших на месте
низверженных в небытие народов.
Таким образом, сама земля сохранила
очевидные свидетельства потопа в
течение тысячелетий в назидание
всему человечеству.
Было
проведено несколько археологических
экспедиций и множество раскопок с
целью изучения событий потопа, в ходе
которых были обнаружены следы
крупного наводнения, постигшего
четыре крупнейших города
Месопотамской равнины: Ур, Урук, Киш,
Шуруппак. Раскопки, проведенные в
этих городах, показали, что все они
были охвачены водой примерно в 3000
году до н. э.
Начнем с
раскопок, проведенных в городе Ур.
Древнейшие слои цивилизации,
обнаруженные в городе Ур (нынешний
Телль аль-Мукаййар), относятся к 7000-м
годам до н. э. Город Ур являлся одним
из центров зарождения и развития
культур в Месопотамии. Этот район
населяли различные цивилизации,
сменявшие друг друга в ходе истории.
Согласно археологическим
находкам, потом произошел на
Месопотамской равнине. Рельеф
равнины в те времена отличался от
современного. На рисунке выше
нынешние границы этой равнины
обозначены пунктиром. Часть же
территории внутри красного пунктира
прежде была морем.
Результаты
проведенных раскопок показывают, что
культура этого района прекратила
свое существование внезапно,
вследствие крупного наводнения, и
лишь спустя определенное время здесь
вновь стали появляться поселения.
Первым археологом, кто положил
начало изучению этого региона, стал
Ричард Х.Холл из Британского музея.
Сэр Леонард Вуллей, сменивший Холла,
взялся продолжить работу
археологической экспедиции,
проводимой под эгидой Британского
музея совместно с Университетом
Пенсильвания.
Раскопки,
проводимые Вуллеем и породившие
сенсацию мирового масштаба,
продолжались с 1922 по 1934 год.
Экспедиция работала посреди пустыни
между Багдадом и Персидским заливом.
Первыми поселенцами местности, где
позднее возник город Ур, были люди,
пришедшие с севера Месопотамии и
называвшие себя убайдийцами. В
поисках сведений об этом народе и
были начаты скрупулезные раскопки.
Вот как рассказывает об этом журнал
"Readers Digest":
"В районе
раскопок по мере углубления была
обнаружена весьма крупная находка -
кладбище урских царей. На этом
кладбище, где покоились шумерские
цари и приближенная к ним знать,
исследователи столкнулись с большим
количеством уникальных произведений
искусства. Шлемы, мечи, музыкальные
инструменты, выполненные из золота и
драгоценных камней. Кроме того, были
найдены ценнейшие исторические
записи, клинопись, сделанные на
прессованных глиняных табличках с
удивительной искусностью и
мастерством. Исследователи нашли
записи, упоминавшие те же имена, что и
тексты царей Ура; более того среди
них было упомянуто и имя основателя
Урской династии. Вуллей пришел к
выводу, что захоронения на кладбище
начали закладывать ранее первой
династии; эта высокоразвитая
цивилизация существовала еще до
первой династии.
После
детального изучения этого факта
Вуллей решил продолжить раскопки,
углубившись под могилы. Рабочие
продвинулись еще на метр сквозь
полусохранившиеся кирпичи и стали
уже вынимать останки глиняной посуды
и утвари. "И вдруг все прекратилось
"- так писал сам Вуллей. "Мы уже
не находили ни глиняной посуды, ни
пепла, а вытаскивали лишь ил и грязь,
явно нанесенные водой.
Вуллей
продолжал раскопки. Рабочие прошли
через почти двухметровый слой "чистой
грязи" и вдруг натолкнулись на
кремневые орудия и осколки глиняной
посуды, изготовленные людьми
позднего каменного века. После
удаления слоя грязи на свет стали
появляться следы некогда
высокоразвитой цивилизации, что
подтверждает тезис об имевшем место
наводнении непосредственно в этом
районе Месопотамии.
Микроскопический анализ проб ила
показал, что толстый слой чистой
грязи был нанесен сюда мощным
наводнением, способным уничтожить
всю древнешумерскую цивилизацию. Так,
в колодце, выкопанном в
месопотамской пустыне, объединялись
эпос о Гильгамеше и легенды о пророке
Нухе (Ное)".
Участник
экспедиции Вуллея, доцент факультета
истории Йельского Университета А.
Макс Маллоуэн так озвучивает мысли
Леонарда Вуллея:
"Вуллей
отметил, что образовавшаяся за один
отрезок времени столь крупная масса
грязи могла быть только итогом очень
сильного наводнения, и
охарактеризовал этот слой грязи,
разделивший шумерский Ур и город,
построенный народом Аль-Убайда,
пользовавшимся обнаруженной
разрисованной глиняной посудой, как
следы легендарного потопа".
Эти данные
показывали, что город Ур находился в
зоне распространения потопа.
Немецкий археолог Вернер Келлер так
охаракеризовал значение проведенных
раскопок:
"Обнаружение
под слоем ила развалин города в ходе
проведенных в Месопотамии раскопок
доказало действительность
произошедшего здесь наводнения".
Еще одним
городов, при раскопках которого были
обнаружены селевые следы потопа, был
древнешумерский город Киш (ныне
Телль-Аль-Ухаймер или Охеймир). В
древнешумерских клинописях город
Киш характеризуется как "столица
династии, пришедшей к власти после
великого потопа".
Город
Шуруппак, расположенный в южной
Месопотамии (ныне Телль-Аль-Фара)
также сохранил очевидные следы
потопа. В период с 1920 по 1930 год здесь
работала археологическая экспедиция
во главе с Эриком Шмидтом из
Пенсильванского Университета. В ходе
раскопок в различных слоях земли
легко прослеживалось зарождение и
развитие цивилизации,
существовавшей между 3000 и 2000 гг. до н.
э. Из клинописных надписей шумеров
стало известно, что в 3000-х годах до н.э.
в районе Шуруппака проживал высоко
развитый народ.
Но, что
самое главное, выяснилось, что в
период между 2900 и 3000 годами до н. э. и в
этом городе произошло крупное
наводнение. Макс Маллоуэн,
рассказывающий о работах Шмидта,
сообщает:
"На
глубине 4-5 метров Шмидт достиг слоя
желтой земли, представляющей собой
смесь глины и ила (этот слой появился
вместе с наводнением). Относительно
среза холма этот слой находился на
уровне, близком к уровню равнины, и
прослеживался по всему срезу холма.
Шмидт охарактеризовал этот слой как
смесь глины и ила, разделявший период
Джемдет Насра от периода древнего
царства, как "песок чисто речного
происхождения" и связал его с
потопом".
Таким
образом, следы наводнения,
приходившегося на период между 2900 и
3000 годами до н.э., были обнаружены и в
ходе раскопок в городе Шуруппак.
Очевидно, что город Шуруппак так же
оказался в зоне потопа.
Согласно
данным, полученным из клинописных
свидетельств, последним поселением,
оказавшимся в зоне влиянием потопа,
был город Урук (современный Телль-Аль-Варака),
располагавшийся к югу от Шуруппака.
При раскопках возле Урука также был
обнаружен слой ила, нанесенный
наводнением. Этот слой, как и другие,
датируется 2900-3000 годами до н.э.
Как
известно, реки Тигр и Евфрат
протекают по всей территории
Месопотамии. Ясно и то, что во время
наводнения эти реки, смешавшись со
всеми мелкими и крупными источниками,
вышли из берегов и вместе с
проливными дождями вызвали
масштабное наводнение. Вот, что
сообщается нам Коране об этом:
"Мы
распахнули врата неба, потоки вод с
него извергнув. Затем Мы рассекли
источниками землю, и встретилась
вода (небес) с (земной) водою, как было
Господом повелено и решено" (Сура
"Месяц": 11-12).
"Когда ж
из берегов своих излились воды, Мы
понесли вас по воде в плавучем (ковше)"
(Сура "Неизбежное": 11).
В сущности,
составные элементы, ставшие
предпосылками к возникновению
наводнения, носят характер
естественных природных катаклизмов,
но стечение всех обстоятельств
воедино именно после последнего
предостережения пророка Нуха (Ноя) о
грядущем потопе и составляет
предположение о божественном
провидении.
Проанализировав
все факты, полученные в ходе
археологических исследований,
становится очевидным, что потоп
локализовался на территории, размеры
которой составляют примерно 160
километров с запада на восток и 600
километров с севера на юг, что
означает, что воды потопа покрыли
собой всю Месопотамию. При изучении
расположения городов Ур, Урук,
Шуруппак и Киш, сохранивших следы
потопа, выяснилось, что все четыре
города расположены на одной оси.
Следовательно, потоп должен был
охватить эти четыре города и их
окрестности. Следует отметить и тот
факт, что в 3000-х годах до н.э. рельеф
Месопотамской равнины отличался от
современного. В те времена русло реки
Евфрат было восточнее нынешнего и
проходило вдоль оси, соединяющей
города Ур, Урук, Шуруппак и Киш. В
Коране сказано о соединении
отверзшихся "земных и небесных
источниках", должно быть, Евфрат
вышел из берегов и разошелся, равняя
с землей вышеупомянутые города.
Религии и культуры,
упоминающие о потопе.
Предания о
потопе народа Нуха (Ноя) передавались
пророками всем народам, которых они
призывали к вере и служению
Всевышнему, однако со временем
предание было запутано множеством
искажений и добавлений, в силу
которых предание и превратилось в
легенду, лишенную какой-либо
реальности.
Всевышний
Аллах уведомлял людей о потопе
времен пророка Нуха (Ноя) через
писания и пророков, ниспосланных к
различным народам, чтобы стал он
назиданием заблуждающимся. Но каждый
раз их содержание все более и более
искажалось передатчиками, и в
повествование о потопе добавлялись
элементы мистики и мифологии.
Единственным прямым источником
откровений Всевышнего о потопе,
подтверждаемых открытиями
современной археологии, остался
Священный Коран. Ведь Всевышний
Аллах сообщил нам в Коране, что
сохранит эту последнюю книгу,
ниспосланную Им людям, в неизменном
виде и не позволит искажений Его слов:
"Мы истинно послали Книгу (в
руководство) людям и будем истинно
блюсти ее сохранность" (Сура "Аль-Хиджр",
9). В завершении данной главы о потопе,
постигшем народ пророка Нуха (Ноя),
приведем для сравнения ряд
искаженных сведений о событиях 3.000-летней
давности, представленные в Торе и
источниках других народов.
О потопе в Торе
Как
известно, Тора, будучи книгой истины,
ниспосланной пророку Мусе (Моисею),
со временем утратила свою
подлинность. Некоторые ее части были
изменены переписчиками и
религиозными деятелями еврейского
общества в угоду своекорыстных
интересов. Все наставления и
предупреждения Всевышнего, которые
ниспосылались сынам Израиля и после
пророка Мусы (Моисея), постигла та же
участь, слова Всевышнего были
исковерканы. Следовательно, "подмененная
Тора" скорее должна
рассматриваться как историческая
книга, нежели божественная книга
истины. Эта особенность искаженной
Торы и содержащиеся в ней
противоречия проявляются и в
повествовании о народе пророка Нуха (Ноя).
В то же время некоторые моменты
абсолютно идентичны повествованиям
Корана. Торе гласит, что повелением
"все, что есть на земле, лишится
жизни" было наказано все
человечество, чтобы было им
назидание.
Согласно
Торе, Аллах оповещает пророка Нуха (Ноя),
что земля наполнилась злодеяниями и
поэтому Он уничтожит все
человечество за исключением
праведных. Он приказывает Нуху
построить ковчег и обстоятельно
описывает, как это сделать. Кроме
того, Аллах наказывает ему взять с
собой трех сыновей вместе с их женами,
по паре из всех животных и некоторое
количество провизии.
Через семь
дней, когда настал назначенный час
расплаты, разверзлись все земные
источники воды, отворились небесные
врата и началось великое наводнение,
продолжавшееся сорок дней и сорок
ночей. Ковчег плыл по воде, покрывшей
все возвышенности и горы. Так
спаслись те, кто был вместе с Нухом (Ноем).
Остальные же были подхвачены потопом
и утонули, захлебнувшись в
бескрайних водах. По прошествии
сорока дней и ночей дожди утихли, а
еще через сто пятьдесят дней стал
снижаться уровень воды.
Так
спаслись те, кто был вместе с Нухом (Ноем).
Остальные же были подхвачены водами
потопа и погибли. После сорока дней и
ночей дожди утихли, и через сто
пятьдесят дней ей стал снижаться
уровень воды.
Вслед за тем
на семнадцатый день седьмого месяца
ковчег опустился на горы Араратские.
Для того чтобы выяснить, сошли ли
воды, Нух (Ной) пускает с ковчега
голубя. Голубь не возвращается, из
чего становится ясно, что воды
порядком сошли. Аллах повелевает
Нуху (Ною), чтобы все сошли с судна на
землю.
Одно из
противоречий Торы в этом рассказе
заключается в том, что, по Яхвисту (один
из вариантов Торы), Бог велит взять на
ковчег по семь пар из "чистых"
животных и лишь по одной - из "нечистых".
А это противоречит вышеприведенному
тексту.
Кроме того,
в Пятикнижии различна также и
продолжительность потопа. По версии
Яхвиста, воды повышались в течение
сорока дней, согласно же другому
повествованию - в течение ста
пятидесяти дней. Вот некоторые из
глав Торы, повествующих о потопе:
"И
сказал Бог Ною: конец всякой плоти
пришел пред лице Мое, ибо земля
наполнилась от них злодеяниями; и вот
Я истреблю их с земли. Сделай себе
ковчег из дерева гофер; отделения
сделай в ковчеге и осмоли его смолою
внутри и снаружи. И сделай его так:
длина ковчега триста локтей; ширина
его пятьдесят локтей, а высота его
тридцать локтей. И сделай отверстие в
ковчеге, и в локоть сведи его вверху,
и дверь в ковчег сделай с боку его;
устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
И вот Я наведу на землю потоп водный,
чтоб истребить всякую плоть, в
которой есть дух жизни, под небесами;
все, что есть на земле, лишится жизни.
Но с тобою Я поставлю завет Мой, и
войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и
жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
Введи также в ковчег из всех животных,
и от всякой плоти по паре, чтоб они
остались с тобою в живых; мужеского
пола и женского пусть они будут. Из
птиц по роду их, и из скотов по роду их,
и из всех пресмыкающихся по земле по
роду их, из всех по паре войдут к тебе,
чтобы остались в живых. Ты же возьми
себе всякой пищи, какою питаются, и
собери к себе; и будет она для тебя и
для них пищею. И сделал Ной всё: как
повелел ему Бог, так он и сделал"
(Бытие 6: 13-22).
"И
остановился ковчег в седьмом месяце,
в семнадцатый день месяца, на горах
Араратских" (Бытие 8: 4).
"И
всякого скота чистого возьми по семи,
мужеского пола и женского, а из скота
нечистого по два, мужеского пола и
женского; …чтобы сохранить племя для
всей земли" (Бытие 7: 2-3).
"Поставляю
завет Мой с вами, что не будет более
истреблена всякая плоть водами
потопа, и не будет уже потопа на
опустошение земли" (Бытие 9: 11).
Повествования
о потопе у Вавилонян: Вавилонским
аналогом Зиусудры является
Утнапиштим. Другой же главный герой -
Гильгамеш. Согласно легенде,
Гильгамеш решает найти своего отца,
чтобы добыть секрет бессмертия. Его
предупреждают о трудностях и
опасностях такого пути: для этого
предстоит пройти через "Горы Машу
и Воды Смерти", что до сих пор
удалось только богу Шамашу (богу
Солнца). Как бы то ни было, Гильгамеш
преодолевает этот тернистый путь и,
наконец, успешно добирается до
Утнапиштима.
Текст
обрывается в том месте, где говорится
о встрече Гильгамеша и Утнапиштима.
Далее, уже в более разборчивой части
текста, Утнапиштим поведал
Гильгамешу, что "тайну смерти и
жизни боги выделили для себя" (то
есть не дали человеку). После чего
Гильгамеш спрашивает Утнапиштима,
как же ему удалось разузнать тайну
бессмертия; в ответ Утнапиштим
рассказывает ему легенду о потопе.
Потоп является главным сюжетом
знаменитых двенадцати табличек"
эпоса о Гильгамеше:
Утнапиштим
начинает свою речь, сделав оговорку,
что легенда, которую он собирается
рассказать, является "тайной богов".
Далее он сообщает, что родом он из
Шуруппака - самого древнего города
страны Аккад. По его рассказам, бог Эа,
обратившись к нему через
тростниковую стенку хижины, поведал
ему о решении богов уничтожить
потопом все "семена жизни". Но,
как и в шумерской версии потопа, в
вавилонской интерпретации также
неизвестна причина этого решения
богов. По рассказам Утнапишт "семена
всякой живности". Он также
указывает Утнапиштиму размеры и
форму корабля, согласно которым
ширина, длина и высота корабля равны
друг другу. Буря бушует шесть дней и
шесть ночей. Стихия унимается на
седьмой день, и Утнапиштим видит, что
все вокруг "стало грязью".
Корабль садится на гору Ниссир.
Шумеро-вавилонские
источники: По записям Шумера и
Вавилона, Ксисутрос, или Хасисатра,
его семья, друзья вместе с птицами и
животными спаслись от потопа на 925-метровом
корабле. "Воды устремились к небу,
океаны покрыли берега, и реки вышли
из своих русел". Затем корабль сел
на Гордионову гору.
Ассиро-вавилонские
источники: же записей известно, что
Убар-Туту (или Хасисатра), его семья,
прислуга вместе со своими стадами и
дикими животными спаслись на судне
длиной в 600, шириной и высотой в 60
локтей. Потоп продолжался шесть дней
и шесть ночей. Когда судно причалило
к горе Низар, были выпущены голубь и
ворон. Вернулся же только голубь.
По
некоторым же записям Шумера, Ассирии
и Вавилона, Утнапиштим вместе со
своей семьей благополучно перенесли
этот потоп. "На седьмой день
Утнапиштим выглянул наружу, кругом
было безмолвие. Сын человеческий
вновь превратился в глину", - так
повествуется далее. После того как
корабль сел на гору Низар, Утнапиштим
посылает голубя, ворона и ласточку.
Ворон остается, чтобы поживиться
мертвечиной, другие же две птицы не
возвращаются.
Индийские
легенды: В индийских легендах
Сатапатха Брахмана и Махабхарата
персонаж по имени Ману спасается от
потопа с Ришиз. По легенде, рыба,
пойманная Ману, но затем отпущенная
им на волю, вдруг быстро вырастает и
говорит Ману, чтобы тот построил
корабль и привязал к ее рогам. Эта
рыба считается также воплощением
бога Вишну. Рыба, перенеся корабль
через гигантские волны, уносит его на
север и оставляет на горе Химават.
Английские
легенды: Согласно легендам,
сохранившимся в Великобритании, в
графстве Уэльс, Двифан и Двифах
спаслись от большого бедствия на
корабле. После того как утихли
ужасные наводнения, вызванные
взрывом Линлайона, назваемого "Озером
Волн", Двифан и Двифах возрождают
народ Британии.
Скандинавские
легенды: Скандинавский эпос Эдда
повествует о том, как Бергалмер со
своей женой спасается от потопа на
большом судне.
Литовские
легенды: В легендах Литвы несколько
пар людей и животных спасаются на
вершине высокой горы внутри скорлупы
ореха. Когда ветры и наводнения,
длившиеся двенадцать дней и
двенадцать ночей, уже достигли
вершины горы и должны были поглотить
находившихся там, Создатель бросает
им гигантскую ореховую скорлупу.
Укрывшиеся на горе спасаются от
несчастья, путешествуя в ореховой
скорлупе.
Китайские
легенды: В легендах китайского
происхождения некто по имени Йао и
еще семь человек (по другой версии -
Фа Ли, его жена и дети) спасаются на
паруснике от наводнений и
землетрясений. "Земля разбилась
вдребезги… Воды забили из земли и
покрыли все вокруг…" - так
говорится в этих легендах.
О потопе в
греческой мифологии: бог Зевс решает
уничтожить потопом людей, которые
погрязли в грехах. От этого
наводнения спасаются лишь Девкалион
и его жена Пирра, так как отец
Девкалиона - Прометей - велит сыну
построить судно. На девятый день
потопа муж и жена ступают на гору
Парнас.
Все эти
сведения свидетельствуют о
конкретном факте. В ходе истории
божественное послание о потопе
пример с народом пророка Нуха (Ноя)
дошло до всех народов, сотворенных
Всевышним на земле. Однако по мере
отклонения людей от сути священного
откровения претерпела серьезные
изменения и информация о потопе,
превратившись в легенды и мифы.
Истинным же
источником, содержащим
действительную историю пророка Нуха
(Ноя) и его нечестивого народа,
является Коран - единственный
неискаженный источник божественного
откровения. Именно поэтому Коран
несет нам достоверную информацию не
только о потопе, но и о других
исторических событиях и народах. В
последующих главах мы продолжим
повествование о подлинный событиях
истории человечества.
|