Народ
Сабы и "разлив плотины"
"(А
некогда у жителей) Саба
В стране их проживания знаменье было:
Два сада - с правой стороны и с левой.
(Им было повеление от Нас):
"Питайтесь тем, что вам доставил
ваш Господь,
(Делами добрыми) Его благодарите.
Страна благая (вам дана),
И милосерден к вам Господь!"
Они же отвратились, и тогда
(Прорвали Мы) плотину их,
И против них потоп послали,
И заменили их сады двумя другими,
Дающими лишь горькие плоды,
И тамариск, и дикий низкорослый лотос"
(Сура "Саба'": 15-16).
Сабеяне -
представители одной из четырех
крупнейших цивилизаций, когда-то
населявшие Южную Аравию и упомянутые
в главе об адитах. По
предположительным данным, эта
цивилизация была основана в период
между 1000 и 750 гг. до н.э. и распалась в
550 гг. н.э. в результате нашествий
персов и походов арабских мусульман.
Дата
основания Савского государства
является спорным вопросом. Первые
официальные записи сабеян относятся
к 600-м годам до н.э. Более же древними
документами наука пока не
располагает.
О сабеянах
впервые упоминается в военных
летописях времен ассирийского
короля Саргона II (722-705 гг. до н.э.).
Говоря о подналожных ему
государствах, Саргон ведет речь о
Савском правителе Йис-и Амаре. Эта
историческая запись считается самым
древним письменным источником,
повествующим о древнем государстве
Саба. Однако будет ошибочно полагать
датой зарождения этой культуры
именно 700 год до н.э., ибо не исключено,
что Савское государство берет свое
начало еще до упоминания о нем в
древних рукописях. То есть его
история, вероятно, уходит в еще более
ранние времена. Так, в записях одного
из последних правителей Урского
государства Арад-Наннара
встречается слово "Сабум", что,
по мнению ученых, означает "страна
сабеян". Если ученые не ошиблись в
этом предположении, то история Сабы
восходит к 2500-м годам до н. э.
Исторические
источники, повествующие о сабеянах,
ставят их наряду с финикийцами, чье
государство отличалось развитой
торговлей. Ряд крупнейших торговых
путей Северной Аравии был под
контролем финикийцев, а торговцы
Сабы должны было брать разрешение
или платить налог за провоз товаров
через Северную Аравию в
Средиземноморье и Газу новому
правителю этих мест Саргону II.
Сабеяне вошли в летописи ассирийцев
с того момента, как начали платить
дань Ассирии.
Народ Сабы
известен в истории как
цивилизованное общество. В надписях
Савских правителей преобладают
такие слова, как "ремонт", "пожертвование",
"постройка". Марибская плотина,
являющаяся одним из важнейших
достижений этого народа, также
свидетельствует о высоком
технологическом уровне развития
Савской культуры. Однако это вовсе не
означало слабость сабеян в военном
отношении: армия Сабы была одним из
ключевых факторов в сохранении
целостности этой страны и зашиты от
внешних угроз на протяжении долгого
времени.
Савское
государство обладало одной из
сильнейших армий, которая позволяла
ему проводить политику экспансии
соседних земель и народов. Так, Саба
захватила земли древнего
Катабанского государства; владела
она также и частью земель на
Африканском материке. В 24 году до н. э.
она нанесла поражение войску под
предводительством Марка Элия Галла -
египетского наместника самого
высокоразвитого и мощного по тем
временам государства - Римской
империи. Саба производила
впечатление сильной державы,
проводящей умеренную политику, но
при необходимости использующей и
силовое вмешательство. Савское
государство с его развитой культурой
и военной мощью было в свое время
своего рода сверхдержавой, в полном
смысле этого слова.
Об этой
достойной внимания особенности
Савской армии упоминается и в Коране.
Слова военачальников Сабы,
приведенные в Коране, полны
самоуверенности. Вот что они говорят
своей правительнице (царице): "Наша
сила велика, и обладаем мы великой
мощью, но власть ведь - у тебя в руках,
- смотри же (чтоб не ошибиться), какой
приказ ты нам отдашь" (Сура "Муравьи":
33).
Столицей
Сабы был город Ма'риб, процветавший
благодаря выгодному географическому
положению. Он располагался близ реки
Адхана. Место впадения этой реки в
Джабаль-Балак было удобным для
строительства плотины.
Воспользовавшись этим, сабеяне еще в
пору рассвета своей цивилизации
возвели здесь плотину и стали
заниматься поливным земледелием.
Благодаря этому они достигли очень
высокого уровня благосостояния. Ма'риб
когда-то был в ряде наиболее развитых
городов. Древнегреческий писатель
Плиний, путешествовавший в этих
местах и очень часто восхвалявший
здешний край, поражался его обильной
зелени.
Марибская
плотина была сооружением высотой в 16,
шириной в 60 и длиной в 620 метров. Общая
площадь орошаемых посредством
плотины земель составляла около 9600
гектаров, 5300 из которых входили в
южную долину, а оставшаяся часть
приходилась на северную. В каменных
надписях Сабы эти долины упоминались
как "Ма'риб и две долины". Так,
выражение Корана "два сада
справа и слева" (Cура "Саба":
15-16) указывает на роскошные сады и
виноградники этих долин. Благодаря
плотине и оросительным сооружениям
этот район прослыл самой плодородной
частью Йемена. Француз Дж. Холеви и
австриец Гласер с помощью письменных
документов доказали, что Марибская
плотина существовала еще с давних
пор. В этих документах, составленных
на химерском наречии, плодородие
земель этой страны объяснялось
наличием плотины.
В V и VI веках
н. э. плотина претерпела
крупномасштабные изменения и
реконструкцию, однако эти работы не
предотвратили разрушения плотины в
542 году. Это вызвало "разлив
плотины" (Cура "Саба": 16) и
повлекло за собой серьезные
разрушения. Сады, виноградники, поля -
словом, все, что веками возделывали
сабеяне, было затоплено водой. Вместе
с разрушением плотины начинается
период резкого упадка Савской
цивилизации, а вслед за этим и развал
самого государства Саба.
Саба и
"разлив плотины"
При
изучении аятов Корана в свете
приведенных выше исторических
фактов мы сталкиваемся с очевидной
истиной: археологические данные и
исторические факты подтверждают
строки Корана. Как подчеркнуто в аяте,
народ, не прислушавшийся к
предупреждениям посланного к нему
пророка и оказавшийся неблагодарным
своему Господу за вверенные ему
блага, в конце концов, был наказан
уничтожительным наводнением. Вот как
описывается это в Коране:
"(А
некогда у жителей) Саба в стране их
проживания знаменье было: два сада - с
правой стороны и с левой (им было
повеление от Нас): "Питайтесь тем,
что вам доставил ваш Господь, (делами
добрыми) его благодарите. Страна
благая (вам дана), и милосерден к вам
Господь!" Они же отвратились, и
тогда (прорвали Мы) плотину их и
против них потоп послали. И заменили
их сады двумя другими, дающими лишь
горькие плоды, и тамариск, и дикий
низкорослый лотос. Так мы воздали им
за то, что не уверили они. Ужель Мы
воздаем кому-нибудь, кроме неверных?"
Как это
подчеркнуто и в вышеприведенном аяте,
народ Сабы жил в щедром и благодатном
крае, утопающем в зелени садов и
поражающем своей красотой. Саба с ее
высоким уровнем благосостояния,
обусловленным также и пересекающими
ее торговыми путями, была в свое
время одним из самых известных
городов.
Народу Сабы,
живущему в стране со столь
благоприятными условиями, следовало,
как это сказано в аяте, "питаться
уделом их Господа и благодарить Его"
(Cура "Саба": 15). Но увы. Они
посчитали себя творцами своего
благосостояния и абсолютными
хозяевами страны. Избрали
высокомерие вместо благодарности и,
по выражению аята, "уклонились"
от Всевышнего. А то благополучие,
которое приписали лишь себе, они и
вовсе утеряли. Как сказано в Коране,
"разлив плотины" сравнял страну
с землей.
Наказание,
ниспосланное на сабеян, упоминается
в Коране как "Сайль-уль Арим", то
есть в переводе с арабского языка -
"разлив плотины". Это выражение
Корана одновременно указывает и на
то, каким именно образом произошло
наводнение. Ибо слово "Арим", то
есть "плотина", уже говорит само
за себя. А словосочетание "Сайль-уль
Арим" выражает "разлив", или
же попросту наводнение, вызванное
прорывом плотины. Опираясь на
термины, употребленные в Коране в
отношении "разлива плотины",
исламские ученые довольно точно
установили время и место события. Вот
что пишет Маудуди в своем тафсире (толковании
Корана):
"Подобно
тому, как оно применено в
словосочетании "Сайль-уль Арим",
слово "арим" является
производным от "аримен",
используемого в южно-арабском
наречии и означающего "заграждение",
"плотина". Это слово часто
употреблено в том же смысле на
обнаруженных в ходе раскопок в
Йемене руинах. Так, например, в
надписи от 542-543 гг., составленной
после ремонта Марибской плотины по
указу йеменского правителя Абрахи,
это слово многократно использовано в
значении "плотина". В таком
случае "Сайль-уль Арим" означает
"наводнение, вызванное
разрушением плотины".
"И
заменили их сады двумя другими,
дающими лишь горькие плоды, и
тамариск, и дикий низкорослый лотос"
(Cура "Саба": 16). То есть страна
пришла в разрушение от селевого
потока, вызванного прорывом плотины (дамбы).
Пострадала также и вся система
оросительных каналов. В итоге страна,
что была словно сад, превратилась в
заросли дикой травы, где не осталось
ничего съестного, кроме мелких
плодов карликовых деревьев".
Автор книги
"И все же Библия оказалась права"
("Und die Bibel hat doch recht"), христианин
по вероисповеданию, археолог Вернер
Келлер констатирует, что наводнение
произошло в соответствии с
описаниями Корана, и пишет: "Факт
существования когда-то такой плотины,
ее разрушения и нанесения урона
целому городу, несомненно,
подтверждает, что пример из Корана с
обладателями садов в
действительности имел место".
После
наводнения этот район стал
превращаться в пустыню, и с
исчезновением плодородных угодий
сабеяне лишились и главного
источника дохода. Народ, не
ответивший призыву его Господа
уверовать в Него и возносить Ему
хвалу, впоследствии был наказан
подобным бедствием. Серьезный ущерб,
нанесенный наводнением, привел
страну в состояние полной разрухи.
Люди стали покидать свои жилища и
переселяться на север Аравии, в Мекку
или Сирию.
Так как это
событие произошло уже после
ниспослания Торы и Библии, о нем
упоминается лишь в Коране.
Мариб, когда-то
населяемый народом Сабы, а сейчас
представляющий собой лишь безлюдные
руины, без сомнения, является
назиданием тем, кто повторяет ту же
ошибку, что однажды совершили
сабеяне. Саба - не единственный
пример в своем роде. В суре "Пещера"
Священного Корана рассказывается о
двух обладателях садов. Сад одного из
них - роскошный и плодородный. Такой
же, как и у сабеян. И грех здесь тот же
- уклонение от Аллаха. Человек
пытается присвоить себе то, что
даровано ему из милости:
"Ты
предложи им в притчу двух людей:
Мы одному устроили два виноградных
сада,
Вокруг которых посадили пальмы, а
между ними злаковые нивы извели.
И оба сада принесли свои плоды, и
ничего из них не погубили,
А между ними реку провели.
Хозяин сада получил обильные плоды и
в разговоре другу своему сказал:
"Тебя богаче я имуществом своим и
сыновьями больше славен".
И горделиво он вошел в свой сад,
обидев собственную душу,
И сказал: "Не думаю, чтобы пропасть
могло когда-нибудь все это,
И я не думаю, что Час настанет.
А если к Богу моему я буду возвращен,
то я взамен найду там лучшее, чем это".
Но друг его с ним в разговоре отвечал:
"Ужель не веруешь в Того, кто
сотворил тебя из праха, потом из
капли, а потом и выровнял и
соразмерил человеком? И что касается
меня:
И в соучастники Ему я никого не
призываю.
И что ж тебе не говорить, входя в свой
сад:
"На все Господня воля! И лишь с
Аллахом мощь моя!",
Если (сегодня) видишь ты меня бедней
себя деньгами и детьми,
(Как знать), быть может, мой Господь
Мне (завтра) даст получше, чем твой
сад,
Ну а на твой - пошлет несчастье с неба,
И обратится он в бесплодный голый
холм.
Или уйдут под землю его воды, и ты их
не сумеешь отыскать".
И были гибелью объяты все его плоды, а
он стоял, ломая себе руки,
Горюя оттого, что он в него вложил, а
ныне он стоял до основанья
разоренный; И говорил он: "Горе мне!
О, если б только к Богу моему
Я никого не призывал!"
И не было таких, кто оказал бы ему
помощь против Бога,
И сам он справиться (с бедой) не мог.
Лишь у Аллаха, истинного Бога, ищи
защиты и спасения себе!
Нет никого лучше Него в даянии наград
и лучшего исхода" (Сура "Пещера":
32-44).
Как ясно из
аятов, прегрешение владельца сада
заключено не в отрицании
существования Аллаха. Он не отрицает,
а как раз наоборот, заявляет, что если
он "будет возвращен к Господу"
его, то ему будет дано лучшее. А свое
нынешнее состояние он считает лишь
собственным успехом.
А по
существу, это и есть не что иное, как
придание Аллаху равных! Пытаться
присвоить себе то, что целиком
принадлежит Аллаху; полагать, считая
себя кем-то избранным, что Аллах в
любом случае заступится, и, таким
образом, позабыть о трепете перед Ним.
Это и было
деянием народа Сабы. И постигшая их
кара была равноценной содеянному ими:
вся страна была разорена до
основания. Дабы осознали, что они - не
хозяева своего имущества, а лишь его
временные пользователи…
|