Фараон,
погребенный в водах
"Как и
для рода Фараона,
И тех, которые до них (грешили),
Они Не приняли знамения Господни,
И мы за их грехи их погубили,
И потопили Фараона род -
Ведь были все они несправедливы
И беззаконие творили"
(Сура "Добыча": 54).
Древнеегипетская
культура наряду с городами-государствами
того же исторического периода
считается одной из древнейших
цивилизаций и сильнейшим
организованным государством с самым
передовым социальным строем своей
эпохи. Появление и применение
письменности около 3000 лет до н.э.,
использование вод Нила,
благоприятные природно-географические
условия, защищавшие от нападений
извне, - все это определило
предпосылки для развитие культуры
египтян.
Однако эта
"цивилизованная" культура была
основана на политеистических
культах и поклонения фараонам. В
аятах Священного Корана Египет
характеризуется как обитель неверия.
Египетские фараоны возгордились
своими успехами и отвернулись от
истины Всевышнего, посчитав себя
богами, но ни их передовая культура,
ни общественно-политический строй,
ни военные успехи не избавили их от
погибели.
Авторитет
фараонов
Развития
египетская цивилизация стало
возможным во многом благодаря
благоприятным климатическим
условиям и благодать реки Нила.
Египтяне поселились в долине Нила и
благодаря живительной влаге этой
реки могли заниматься земледелием
независимо от сезонов дождей. Вот что
говорит по этому поводу немецкий
историк Эрнст Гомбрих:
"Африка -
жаркий континент. Дождей здесь не
бывает месяцами. Поэтому большинство
районов этого огромного материка
предрасположено к засухе. Эти места
окружены песчаными пустынями. Не
исключение и Египет. И в самом Египте
выпадает мало дождей. Но там в них нет
особой нужды, так как через всю эту
страну протекает река Нил".
Контроль
над Нилом, имеющим столь
стратегическое значение, означал
контроль и над самым главным
источником торговли и земледелия.
Именно таким путем фараоны
установили свое влияние над Египтом.
Продолговатость
и узость долины Нила не позволяли
египтянам расширять свои территории
и укрупнять свои поселения, и вместо
страны, состоящей из крупных городов,
сформировалась цивилизация из более
мелких поселений и деревень. Этот
фактор также послужил укреплению
власти фараона над народом.
Известно,
что примерно в 3000 гг. до н.э. правитель
Менес впервые в истории объединил
Верхний и Нижний Египет в крупное
унитарное государство и стал первым
египетским фараоном. Сам эпитет "фараон"
(или "фир'аун") когда-то
применялся по отношению к дворцу
правителей Египта. Но со временем
значение эпитета трансформировалось
и стало употреблять как титул
египетских владык, таким образом,
правители Древнего Египта стали
именоваться "фараонами" ("фир'аунами").
Фараоны,
обладавшие безграничной властью,
подчинившие себе все земли страны
стали восприниматься "отражением"
их верховного божества в
политеистической иерархии богов
Древнего Египта. Управление,
распределение доходов от земель
Египта, то есть вся система
производства и сбыта, работали
исключительно на фараонов.
Централизация
управления и власти превратила
фараонов в правителей, обладавших
колоссальным богатством и властью.
Еще со времени основания первой
династии правителем Менесом,
объединившего Верхний и Нижний
Египет, началось строительство
оросительных каналов по всей стране,
дабы обеспечение возможность
расширения земель Египта и
увеличения площадей плодородных
земель страны. Кроме того, было
централизовано и таким образом
сконцентрировано в руках фараона все
производство товаров и услуг. В свою
очередь правитель распределял эти
товары и услуги в зависимости от нужд
своего народа. Правители Египта,
установив подобную систему
правления в стране, подчинили себе
все население страны. Правитель
Египта, или фараон стал считаться
священным обладателем безграничной
власти, обеспечивающим все нужды
своего народа, и таким образом был
обожествлен. Со временем и сами
фараоны твердо уверовали в свою
божественность.
Вот, к
примеру, диалог между фараоном и
пророком Мусой (Моисеем), приведенный
в одном из аятов Священного Корана и
угрозы фараона в адрес Мусы (Моисея): "Если
ты взял себе, кроме меня, иного Бога, я,
несомненно, заключу тебя в тюрьму"
(Сура "Поэты": 29) или же обращения
к народу со словами "О знать моя, -
ответил Фараон, - для вас не знаю я
другого Бога, помимо самого себя"
(Сура "Рассказ": 38).
Религиозные
убеждения египтян.
По словам
историка Геродота, жители Древнего
Египта были самыми "набожными"
людьми во всем мире, однако их вера
была не религией Истины, а
извращенной религией многобожия.
Благополучие
жителей Древнего Египта находилось в
прямой зависимости от природно-географических
условий страны. Местонахождение
Египта надежно защищало страну от
внешних агрессий. Египет был окружен
пустынями, горами и морями. Для
нападения на страну существовало два
пути, и охрана этих мест не
представляла для египетской армии
никакого труда. Таким образом,
египтяне, благодаря таким
естественным условиям, остались
изолированными от других стран.
Однако время превратило эту изоляцию
в слепую одержимость. Египтянам
стали чужды новшества, а в вопросе же
религии царил полный консерватизм.
"Религия предков", часто
упоминаемая в Коране, стала их
важнейшей ценностью.
Вот почему,
когда пророки Муса (Моисей) и Харун
призвали фараона и его окружение к
религии Истины, они отвернулись от
них со словами: "Не потому ли ты
пришел, чтоб отвратить нас от той (веры),
в которой мы нашли наших отцов? И
чтобы вам двоим досталась власть над
этою цветущею землею? Мы ни за что вам
не поверим" (Сура "Йунус": 78).
Религия
Древнего Египта разделялась на
несколько ветвей. В основном это была
официальная религия государства, а
также народные приметы и верования,
связанные с потусторонним миром, то
есть с жизнью после смерти.
Согласно
официальной религии государства,
фараон считался священным существом.
Он был "отражением"
древнеегипетских богов на земле, и в
его обязанности входили
распределение справедливости среди
людей и защита их в этом мире.
Поверья,
распространенные в народе, были
крайне разнообразны и сложны. Все
проявления этих убеждений, которые
шли вразрез с официальной религией
государства, подавлялись властью
фараона. В основе народных поверий
лежало поклонение нескольким богам,
которые, как правило, представлялись
в виде мифических существ со
звериными головами и человеческим
телом. Однако можно было столкнуться
и с обычаями, присущими лишь
отдельным районам.
Главное
место в древнеегипетских поверьях
занимала жизнь после смерти. Древние
египтяне верили в жизнь души после
смерти тела. По их вере, душа
почившего переносилась ангелами к
месту, где она представала перед
богом-судьей и сорока двумя судьями-свидетелями.
На суде устанавливались весы, где
взвешивалось сердце души.Те, у
которых преобладали благодеяния,
перемещались в благодатную обитель,
где они пребывали в счастье и
довольстве. Души же тех, чьи грехи
перевесили их добрые дела,
переносились в место бесконечных
страданий. Здесь они обрекались на
вечные муки, доставляемые им
странным существом - "Поедателем
Мертвецов".
Невозможно
не заметить параллели между
поверьями египтян и религией
единобожия в вопросе загробной жизни.
Даже вера в жизнь после смерти
свидетельствует о том, что религия
Истины все же достигла
древнеегипетской цивилизации. Но со
временем она была искажена и как
следствие превратилась в религию
многобожия. Так, известно, что в
Египет периодически посылались
оповестители, которые призывали
людей к признанию единства Аллаха и
поклонению Ему. Одним из них был
пророк Йусуф (Иосиф), чья жизнь
подробно описана в Коране. Жизнь
пророка Йусуфа (Иосифа) важна и тем,
что она позволяет проследить историю
переселения сынов Израиля в Египет и
их обоснования здесь.
С другой
стороны, в исторических источниках
также говорится и о египтянах,
которые еще до прихода пророка Мусы (Моисея)
призывали свой народ к
монотеистической религии. Примером
сказанного является человек,
привлекающий к себе наибольшее
внимание во всей истории Египта, -
фараон Аменхотеп IV.
Фараон-монотеист
Аменхотеп IV
Египетские
фараоны по отношению к своему народу
проводили деспотичную и
безжалостную политику. Их общей
чертой было следование
политеистической религии Египта, за
счет которой они обожествляли самих
себя.
Однако в
истории Египта известен фараон,
отличавшийся от всех остальных. Этот
фараон настаивал на необходимости
веры в Единого Бога, из-за чего был
подвергнут гонениям со стороны
жрецов Амона и поддерживающих их
воинов. В конце концов, он был убит.
Речь идет о фараоне Аменхотепе IV,
взошедшем на престол в 14 веке до н.э.
В 1375 году до
н.э., когда Аменхотеп IV пришел к
власти, он оказался лицом к лицу с
вековыми устоями - консерватизмом и
традиционализмом. До тех пор
общественный строй и
взаимоотношения народа с дворцом
правителей не претерпели никаких
изменений. Общество было изолировано
от любых религиозных новшеств и
событий вне страны. Этот
безрассудный консерватизм,
подмеченный и древнегреческими
путешественниками, исходил от
природно-географических условий
Египта, как это и пояснялось выше.
Официальная
религия, навязанная фараонами народу,
обязывала людей к беспрекословной
верности всему старому и
традиционному, между тем как
Аменхотеп IV не признавал эту
государственную религию. Вот что
пишет историк Эрнст Гомбрих:
"Отменив
множество устоев, освященных
древними традициями, он не пожелал
чтить нелепое множество богов своего
народа, изображенных в столь
необычном виде. Для него существовал
единственный великий бог - Атон. Он
поклонился Атону и отождествил его с
солнцем. Чтобы защититься от
негативного влияния почитателей
других богов, он перенес свою
резиденцию в нынешнюю Аль-Амарну".
После
смерти его отца юный Аменхотеп IV
оказался под сильным давлением
общества, так как он изменил
традиционную политеистическую
религию Древнего Египта, внедрил
культ, основанный на поклонении
одному божеству, и внес коренные
изменения во все сферы жизни.
Однако
знать Тебеса не позволила ему
распространить новую религию.
Аменхотеп IV и его сподвижники
покинули город Тебес и поселились в
Телль Аль-Амарне. Здесь они основали
новый и развитый город и назвали его
Ах-эт-Атоном. Сам Аменхотеп изменил
свое имя, означавшее "довольствие
Амона", на новое - Ах-эн-Атон (т. е.
Эхнатон), что означает "поклоняющийся
Атону". Амон был главным тотемом,
то есть верховным божеством, в
языческой религии Древнего Египта.
По мнению Аменхотепа, Атон в свою
очередь был "создателем небес и
земли", и вполне вероятно, что под
этим он подразумевал Всевышнего
Аллаха.
Недовольные
этим жрецы Амона, воспользовавшись
также и экономическим кризисом,
охватившим страну, решили отобрать у
Эхнатона бразды правления. В
результате организованного ими
заговора Эхнатон был отравлен, а
сменявшиеся за ним фараоны
продолжали лишь исполнять повеления
жрецов.
Все фараоны,
приходившие к власти после Эхнатона,
имели военное происхождение. Они
приложили немало усилий дабы вернуть
языческие каноны прошлого и вновь
распространили прежнюю традиционную
политеистическую религию. А
столетием позже на престол взошел
Рамсес II, правивший Египтом самое
длительное время за всю историю
страны. По мнению большинства ученых,
Рамсес был тем самым фараоном, что
когда-то угнетал сынов Израиля и
боролся против пророка Мусы (Моисея).
Приход
пророка Мусы (Моисея).
Древние
египтяне из-за своей слепой
приверженности и невежества не
оставляли языческих поверий.
Приходили люди, призывавшие к
поклонению одному лишь Аллаху, но
фараон и его народ вновь
возвращались к своей привычной
извращенной религии. В конце концов
Аллах посылает пророка Мусу (Моисея),
увещевателем к народу Египта,
угнетавшего сынов Израиля и
избравшего язычество вместо
истинной религии. Миссия пророка
Мусы (Моисея) заключалась в призыве
египтян к религии Истины, а также в
освобождении сынов Израиля из-под
неволи и указании им прямого пути.
Вот что доносит до нас Коран по этому
поводу:
"Мы в
истине тебе изложим рассказ о Мусе и (неверном)
Фараоне для наставления уверовавших
в Бога. Поистине (неверный) Фараон в
земле (Египетской) гордынею вознесся
и разделил на части ее люд, одну из
них подвергнув угнетенью: он убивал
их сыновей, в живых лишь женщин
оставляя, он был поистине из
злочестивых. Мы пожелали милость
оказать тем, кто на той земле был
угнетен, имамами их сделать (для
народов) и дать в наследство (обетованную
землю); на той земле их мощью укрепить,
а Фараону, и Хаману, и войскам явить
такое, чего они от них так опасались"
(Сура "Рассказ": 3-6).
Фараон
приказал убивать всех новорожденных
младенцев мужского пола, дабы
воспрепятствовать численному росту
сынов Израиля. Мать пророка Мусы (Моисея),
по наказу Аллаха поместила младенца
Мусу (Моисея) в корзину и опустила ее
в реку. Это был путь, который приведет
Мусу ( Моисея) во дворец фараона. Вот
как сказано об этом в Коране:
"И вот
Мы матери (младенца) Мусы внушением (Свое
веление) открыли: "Корми младенца
своего! Когда же за него ты убоишься,
брось его в море и не бойся. Пусть не
мрачит тебя печаль, Мы возвратим его
тебе и сделаем посланником (Своим к
его народу)". И подобрали (люди из)
семейства Фараона (Корзину из реки с
младенцем) Мусой, чтобы (со временем)
для них врагом он оказался и напастью,
- ведь Фараон, Хамам и их войска
распутны были и грешны. И вот жена его
сказала: "Это - услада глаз и для
тебя, и для меня, не предавайте его
смерти! Быть может, он (со временем)
нам пользу принесет, иль мы за сына
его примем". Тогда не ведали они (о
замысле Господнем)" (Сура "Рассказ":
7-9).
Жена
фараона воспрепятствовала убийству
младенца Мусы (Моисея) и усыновила
его. Пророк Муса (Моисей) провел свое
детство во дворце фараона. По воле
Аллаха и родная мать пророка была
взята во дворец в качестве его
кормилицы.
Прошли годы,
и однажды, будучи уже взрослым,
пророк Муса (Моисей), стал свидетелем
притеснения египтянином одного из
сынов Израиля и, немедленно
вмешавшись, одним ударом убил
египтянина. Несмотря на то, что
пророк Муса (Моисей) был усыновлен
женой правителя и жил при дворе,
городская знать приговорила его к
смертной казни, поэтому пророк Муса (Моисей)
был вынужден тайно покинуть Египет и
переехал в Мадйан. В один из дней
Всевышний Аллах обратится к нему и
возложит на него пророческую пророка:
он должен вернуться к фараону и
призвать его к религии Аллаха.
События
во дворце фараона
Следуя
велению Аллаха, пророки Муса (Моисей)
и Харун пришли к фараону и обратились
к нему с призывом стать на истинный
путь. Они также пожелали от правителя,
чтобы тот освободил сынов Израиля и
отпустил их вместе с ними. Фараон
никак не мог смириться с тем, что
пророк Муса (Моисей), которого он
взрастил в своем дворце и хотел
передать престол, вдруг обратился к
нему с такими словами. Разгневанный
фараон обвинил его в неблагодарности:
"Но
Фараон сказал: "Ужель с
младенческих времен тебя мы среди
нас не воспитали? Не пребывал ли ты
средь нас столь много лет того, что ты
живешь? Ты совершил поступок мерзкий
и знаешь сам, что совершил его, но мы
тебя не наказали, а ты теперь не
благодарен нам" (Сура "Поэты":
18-19).
Фараон
пытался найти подход к пророку Мусе (Моисею),
сыграв на его чувствах. Казалось бы,
Муса (Моисей), должен был
повиноваться, ведь он был воспитан
ими. К тому же он совершил убийство
одного из египтян. Подобные
проступки, по их убеждению,
заслуживали тяжкого наказания.
Эмоциональная сцена возвращения
покаявшегося сына, которую пытался
создать фараон, одновременно
повлияла бы и на влиятельную знать. А
те в свою очередь отдали бы должное
фараону, признав справедливость его
претензий.
С другой
стороны, религия Истины, к которой
призывал Муса (Моисей), лишила бы
фараона власти и поставила бы его в
один ряд с остальными людьми и лишила
бы его статуса священного наместника
Бога на земле. Более того, ему
пришлось бы подчиниться пророку Мусе
(Моисею). Освободив же угнетаемых
сынов Израиля, он лишался
значительной части рабочей силы, что
влекло за собой большие
экономические трудности.
Фараон был
взбешен словами Мусы (Моисея) и
отказался даже выслушать пророка. Он
стал задавать пророку нелепые
вопросы с намерением сбить его с
толку и поднять на смех. В то же время
фараон попытался представить
посланников Всевышнего как
политических преступников и
изменников, предъявив им обвинение в
посягательстве на государственный
строй. В итоге ни фараон, ни его
окружение не повиновались пророкам
Мусе (Моисею) и Харуну, не
прислушались и к призывам Всевышнего
Аллаха и из-за своей гордыни обрекли
себя и страну на бесчисленные
страдания.
Бедствия,
обрушившиеся на фараона и его
приближенных
Вся страна
бедствует...
Все залито кровью...
Папирус Ипувера, 2:5-6
Фараон и его
окружение настолько фанатично
предали себя языческому культу "религии
предков", что никак не могли
согласиться с отречением от нее. Даже
такие чудесные знамения , как
побеление руки и превращение посоха
в змею, которыми Аллах наделил
пророка Мусу (Моисея), не стали
доказательством порочному народу и
не наставили их на праведный путь.
Они сказали: "...Какие бы знаменья
нам ты ни представил, чтоб ими нас
околдовать, мы не поверим все равно
тебе" (Сура "Преграды":132).
В ответ на
это Аллах обрушил на них бедствия
одно за другим как "очевидные
знаменья" (Сура "Преграды":133),
дабы наказать их и в этом мире.
Сначала их постигла засуха, что
повлекло за собой снижение урожая.
Вот как выражено это в Коране: "Уже
наказывали Мы род Фараона годами
тяжких засух и скудным израстанием
плодов, чтобы они могли уразуметь"
(Сура "Преграды":130).
Земледелие
египтян основывалось на
использовании вод Нила, благодаря
чему погодные изменения не оказывали
существенного влияния. Однако фараон
и его приспешники возгордились пред
Аллахом и отвернулись от Его
посланника, чем и навлекли на себя
нежданное бедствие. По всей
вероятности, произошло резкое
снижение уровня вод Нила, и
оросительные каналы, ответвлявшиеся
от реки, не смогли обеспечить поля
необходимым количеством влаги.
А палящий
зной уничтожил остальную часть
урожая. Так фараона и знать внезапно
настигло несчастье, причем с самой
неожиданной стороны. Ведь свя мощь и
богатство страны обеспечивалось
благодаря плодородию земель,
расположенных вдоль Нила. Этой
засухой Аллах категорически
опроверг фараона, который обратился
к народу со словами: "О мой народ!
Ужель не мне принадлежит господство
над Египтом и реки, что струятся подо
мной? Ужель не видите вы это?" (Сура
"Украшения": 51).
Но и эти
бедствия не заставили египтян
опомниться, , как сказано в аяте, они
восприняли случившееся как
несчастье, которое принесли с собой
пророк Муса (Моисей) и сыны Израиля.
Из-за предрассудков и суеверия они
предались подобным чувствам, за что и
были обречены на многие лишения.
Однако их беды не ограничивались
только этим. Это было лишь началом. За
ними последовала лавина бед и
катаклизмов, о которых в Коране
говорится так:
"Тогда
на них наслали Мы Туфан, и саранчу, и
насекомых, жаб и кровь - все очевидные
знаменья; они же преисполнились
гордыней и стали беззаконными людьми"
(Сура "Преграды":133).
Бедствия,
обрушившиеся на головы фараона и
окружавших его неверных, подробно
описываются как в Коране, так и в Торе:
"…И
была кровь по всей земле Египетской"
(Исход 7:21).
"Если же
ты не согласишься отпустить, то вот Я
поражаю всю область твою жабами; и
воскишит река жабами, и они выйдут и
войдут в дом твой, и в спальню твою, и
на постель твою, и в домы рабов твоих
и народа твоего, и в печи твои, и в
квашни твои…" (Исход 8:2-3).
"И
сказал Господь Моисею: скажи Аарону:
простри жезл твой и ударь в персть
земную, и сделается [персть] мошками
по всей земле Египетской" (Исход
8:16).
"И
напала саранча на всю землю
Египетскую и легла по всей стране
Египетской в великом множестве:
прежде не бывало такой саранчи, и
после сего не будет такой…" (Исход
10:14).
"И
сказали волхвы Фараону: это перст
Божий. Но сердце Фараоново
ожесточилось, и он не послушал их, как
и говорил Господь" (Исход 8:19).
Отличительной
чертой этих страшных бедствий было
то, что они исходили именно от тех
идолов, которым эти люди поклонялись
как божествам. К примеру, Нил или же
обыкновенные жабы являлись для них
святыми, то есть обожествлялись ими.
Тогда как они ждали милости и помощи
от своих "богов", Аллах наказал
их посредством тех же "богов",
чтобы они воочию увидели свои
прегрешения и получили по заслугам
за совершенные грехи.
Слово "кровь",
проходящее в Торе, объясняется
толкователями как превращение в
кровь вод Нила, то есть понимается
дословно. В переносном же смысле это
может означать, что вода в реке
приобрела алый цвет (цвет крови).
Согласно другому толкованию,
подобный цвет реки объясняется
наличием в ней особого вида бактерий.
Нил служил
главным средством жизни для египтян.
Любой вред, нанесенный этому
источнику, означал смерть для всего
Египта. Если в Ниле содержалось такое
количество бактерий, что вода
приобрела красный цвет, то ее
использование любым живым существом
было бы небезопасным.
Исследования,
проведенные на сегодняшний день,
показывают, что красный цвет воды
обусловлен наличием в ней протозоа (простейшие
одноклеточные животные),
зоопланктона, морского и речного
планктона (фитопланктон), а также
dinoflagellates36. Все эти организмы (простейшие
растения, грибки и протозоа)
поглощают весь кислород,
содержащийся в воде, и вырабатывают
ядовитые для других живых организмов
токсины.
Патриция А.
Тестер из Национального общества
рыбоводов США в своей статье,
подготовленной для ежегодника Нью-Йоркской
академии наук, поясняет, что по
меньшей мере пятьдесят видов
фитопланктона токсичны и вредны для
обитателей моря. В том же издании
Эван Тодд из Министерства
здравохранения Канады, опираясь на
исторические данные, констатирует,
что примерно двадцать пять видов
фитопланктона в различных точках
планеты становятся причиной
различных эпидемий. В свою очередь В.
Кармайкл и И. Фалконер привели список
заболеваний, вызываемых сине-зелеными
водорослями. Морской эколог Джоанна
М. Беркхолдер из Государственного
университета Северной Каролины
упоминает о dinoflagellates под названием
Pfiesteria piscimorte. Как видно из самого
названия, это вид, убивающий рыб.
Возможно,
что и во времена фараона имела место
серия цепных катастроф. По этому
сценарию с заражением Нила, возможно,
погибла и вся рыба, и египтяне
лишились одного из главных
источников пропитания. В это же время
жабы, чья икра не была поедена рыбами,
быстро размножались и заполоняли все
вокруг. Однако вскоре отравились и
они. Трупы рыб и жаб, а вместе с ними и
яд, содержащийся в водах Нила,
отравили плодородные почвы.
Вымирание же жаб повлекло за собой
бесконтрольное размножение таких
насекомых, как саранча и зерновая
моль.
Впрочем, как
бы ни происходили эти бедствия и
какое бы воздействие они ни оказали,
ни фараон, ни его народ не извлекли из
этого урока и не покаялись перед
Аллахом. Они продолжали
возвеличиваться перед Ним, как и
прежде.
Фараон и его
окружение были настолько лицемерны,
что в душе замышляли обмануть
пророка Мусу (Моисея), и Всевышнего
Аллаха (да упасет Он нас от этого!). А
когда их постигла страшная кара, они
сразу же позвали пророка Мусу (Моисея),
и попросили избавить их от этого
несчастья:
"И
всякий раз, когда их постигала кара,
они взывали к Мусе: "О Муса! Взмоли
Владыку своего о нас, как это Он в
завет с тобой поставил. И если
отведешь от нас ты эту кару, мы
истинно тебе поверим и разрешим
сынам Исраиля уйти с тобой". Но
всякий раз, когда от них Мы отводили
кару в срок (завершения ее),
определенный Нами, они тотчас же
нарушали обещания свои" (Сура
"Преграды":134-135).
Исход из
Египта
Посредством
пророка Мусы (Моисея), Аллах
предупредил фараона и его
единомышленников, указав им на то,
чего следует остерегаться. Они же
ответили мятежом против Аллаха и
обвинили Мусу (Моисея), в лживости и
безумии, но гнев Всевышнего был велик,
Аллах обрек их на унизительную
смерть и оповестил об этом пророка:
"Внушением
мы Мусе повелели: "Выйди со слугами
Моими ночью. За вами будет послана
погоня". И Фараон отправил
сборщиков-глашатаев по городам
страны, (которые гласили): "Число их
так невелико, а нас они разгневали
так сильно! Теперь должны мы все быть
начеку". Мы вынудили их покинуть
сады, источники питья, сокровища и
благородные места (на службе Фараону).
Мы даровали это все в наследство
детям Исраиля. А поутру они
спустились вслед за ними. И вот, когда
два ополченья попали в поле зрения
друг другу, сказали те, что с Мусой
шли: "Они настигли нас (и,
несомненно, одолеют)!" (Сура "Поэты":
52-61).
И вот в
такой обстановке, когда сыны Израиля
потеряли всякую надежду на спасение,
а люди фараона решили, что, наконец,
уже добились своего, пророк Муса (Моисей),
ничуть не теряя надежды на помощь
Аллаха, сказал своему народу : "О
нет, со мной ведь мой Господь, и Он мне
истинно укажет путь" (Сура "Поэты":
62).
И в это
самое время Аллах разъединил морские
воды и спас Мусу (Моисея), вместе с
сынами Израиля. А фараон и его люди
погибли под сомкнувшимися
разъяренными волнами :
"И Мы
внушеньем Мусе (повелели): "Ударь
по морю посохом твоим!" И в стороны
разверзлось море (и сушей путь
открылся им), и обе стороны его, как
две великие горы, (от них удерживали
воды). Потом приблизили Мы к морю
остальных. Спасли Мы Мусу и всех тех, (что
с ним покинули Египет), потом Мы пот
опили остальных (что с Фараоном
погнались за нами вслед), - В этом
поистине знамение (для тех, кто суть
вещей постичь способен), и все же
большинство из них (упорно не желает)
верить. Господь твой истинно могуч и
милосерд!" (Сура "Поэты":
63-68).
Посох
пророка Мусы (Моисея) обладал
чудесными свойствами. Аллах
превратил его в змею, когда ниспослал
Мусе (Моисея) свое первое откровение,
позже тот же посох поглотил
колдовство чародеев фараона. И
сейчас тем же посохом Муса (Моисей),
рассекал море. Это было одним из
главных чудес, которыми Аллах
наделил Своего посланника.
Где
произошло событие: на
средиземноморском побережье Египта
или же у Красного моря?
В вопросе о
месте перехода пророка Мусы (Моисей)
через море пока еще нет единого
мнения. И так как в Коране не указаны
детали этого события, мы не можем
быть уверены в правильности или
бесспорности какого-либо мнения по
этому поводу. Некоторые источники
считают этим местом
средиземноморское побережье Египта.
Вот что говорится в Энциклопедии
Иудаика:
"По
распространенному ныне мнению,
событие произошло в одной из лагун на
побережье Средиземного моря".
Событие
могло произойти в период правления
Рамсеса II, вероятно, после поражения
у Кадеша. В книге "Исход" Ветхого
Завета говорится, что местом события
являются Мигдол и Ваал-Цефон, а это -
север дельты Нила.
Эта точка
зрения опирается на Ветхий Завет. В
переводах книги "Исход" Ветхого
Завета повествуется о том, что фараон
и его люди были утоплены у берегов
Красного моря. Однако, согласно
сторонникам этого взгляда, слово,
переведенное как "Красное море",
на самом деле означает "Sea of Reeds".
Во многих источниках это
отождествилось со словом "Red Sea"
и применено по отношению к тому же
месту (Красному морю). Тогда как слово
"Sea of Reeds" означает "Камышовое
море" и используется по отношению
к побережью Египта. Более того, когда
в Торе говорится о пути, которым шли
пророк Муса (Моисей) и его попутчики,
упоминаются такие названия, как
Мигдол и Ваал-Цефон, а это находится
прямо на севере дельты Нила на
средиземноморском побережье Египта.
Камышовое море в силу своего
значения усиливает вероятность того,
что событие произошло на побережье
Египта, так как в этом районе
соответственно его названию и
благодаря наносным почвам дельты
произрастает камыш.
Гибель
фараона и его приспешников
Коран
рассказывает нам о ключевых моментах
перехода через море. Так, пророк Муса
(Моисей) вместе с последовавшими за
ним сынами Израиля отправляется в
путь, чтобы покинуть Египет. Однако
фараон не может смириться с тем, что
этот исход был совершен без его на то
воли. Поэтому фараон и его войско "коварно
и враждебно" (Сура "Йунус":
90) бросаются в погоню за верующими.
Они настигают их почти у самого моря.
Завидев это, некоторые из сынов
Израиля начинают упрекать Мусу (Моисея).
В Торе они говорят: "…Разве нет
гробов в Египте, что ты привел нас
умирать в пустыне? Что это ты сделал с
нами, выведя нас из Египта? Не это ли
самое говорили мы тебе в Египте,
сказав: оставь нас, пусть мы работаем
Египтянам? Ибо лучше быть нам в
рабстве у Египтян, нежели умереть в
пустыне" (Исход 14:11-12). Эта
проявленная ими слабость выражается
в Коране так: "И вот, когда два
ополченья попали в поле зрения друг
другу, сказали те, что с Мусой шли: "Они
настигли нас…" (Сура "Поэты":
61).
По существу,
такое поведение сынов Израиля, не
окрепших в своей вере во Всевышнего и
потерявших надежду на помощь Аллаха,
проявляло себя не первый и не
последний раз. Они и прежде заявляли
Мусе (Моисею): "…Терпели беды мы и
прежде, и после твоего прихода к нам"
(Сура "Преграды": 129).
Тогда как
Муса (Моисей), не испытывал никаких
сомнений и чувствовал себя уверенно,
ибо он во всем положился на милость
Всевышнего Аллаха. Ведь еще в самом
начале его борьбы Аллах заверил
пророка, что не оставит его ни на миг
без Своей помощи: "(Господь)
сказал: "Не бойтесь, с вами Я, Я
слушаю и вижу" (Сура "Та ха":
46).
Впервые
столкнувшись с колдунами фараона,
Муса (Моисей), испугался: "И страх
вдруг душу Мусы охватил" (Сура
"Та ха": 67). Вслед за чем Аллах
внушил ему: "Не бойся, (Муса)! Ведь
истинно ты выше их" (Сура "Та
ха": 68).
И теперь,
когда люди из его народа испытывали
страх перед войском фараона, он
сказал так: "О нет, со мной ведь
мой Господь, и Он мне истинно укажет
путь" (Сура "Поэты": 62).
Аллах
повелел пророку ударить посохом о
море. "И в стороны разверзлось
море (и сушей путь открылся им) и обе
стороны его, как две великие горы"
(Сура "Поэты": 63). Казалось бы,
фараон, увидев такое чудо, должен был
осознать сверхъестественность
произошедшего, узреть в этом прямое
вмешательство Аллаха. Море
расступалось перед теми, кого он
намеревался убить. К тому же не было
никакой гарантии, что воды не
сомкнутся позади этих людей. Однако,
несмотря ни на что, преследователи
ринулись меж расступившихся вод
вслед за сынами Израиля. Вполне
вероятно, что фараон и его войско,
ослепленные яростью, потеряли
рассудок и не смогли осознать
невероятность происходящего.
Последние
мгновения жизни фараона описываются
в Коране так:
"Когда ж
потоп обрушился на них, сказал он: "Верую,
что нет иного божества, кроме того, в
кого уверили Исраиля сыны, и я - из тех,
кто покорился (Его воле)" (Сура
"Йунус": 90).
Здесь можно
столкнуться с очередным чудом,
которым Аллах наделил своего
посланника. Вспомним следующий аят:
"И
обратился Муса (к Богу): "Владыка
наш! Ты Фараона и его вельмож таким
богатством одарил и блеском в этой
жизни, что они смеют, мой Владыка, с
твоей стези сводить (людей). Владыка
наш! Разрушь богатства их, ожесточи
их сердце, чтоб не уверовать им в Бога
до тех пор, пока мучительную кару не
познают" (Сура "Йунус": 88).
Отсюда
становится ясно, что пророк Муса (Моисей),
по воле Аллаха предсказал, что фараон
уверует тогда, когда его настигнет
суровая кара. Так, когда море стало
смыкаться, фараон стал вдруг
говорить, что он действительно
уверовал. Однако неискренность и
лицемерность подобного поведения
была видна, ибо фараон говорил это с
целью спасти себя от верной гибели.
Лицемерное
покаяние фараона не было принято
Аллахом, он и его войско не избежали
наказания и были утоплены:
"Только
теперь! А ведь ты раньше возмущенно
восставал и был из тех, кто сеет
нечисть. Но дня сего спасем тебя Мы в
твоем теле, чтобы ты стал знамением
для тех, которые придут после тебя, -
поистине как много из людей таких,
кто невнимателен к знаменьям Нашим!"
(Сура "Йунус": 91-92).
Если
обратить внимание, кроме фараона
получили свою долю и его воины. Ведь
они, равно как и их предводитель, были
"грешниками" (Сура "Рассказ":
8) и "тиранами" (Сура "Рассказ":
40), "коварны и враждебны" (Сура
"Йунус": 90), так как они "возгордились
на земле без истины и думали, что не
будут возвращены" к Аллаху (Сура
"Рассказ": 39). Поэтому наказание,
уготованное им Аллахом, несомненно,
было заслуженным, и Аллах "схватил
его и его войска и бросил их в море"
(Сура "Рассказ": 40).
Аллах "отомстил
им и потопил их в море за то, что они
считали ложью Его знамения и были
небрежны к ним" (Сура "Преграды":
136).
О событиях,
произошедших после смерти фараона, в
Коране говорится так:
"И Мы в
наследство дали люду, что слабым и
негодным слыл, восток и запад сей
земли, которую благословили им (на
проживанье). И над сынами Исраиля
исполнилось Владыки Твоего благое
Слово за их терпение и стойкость. И мы
разрушили до основанья все то, что
Фараон и его люди (годами) строили и
созидали" (Сура "Преграды":
137).
|